Уважаемые родители, одиннадцатиклассники! Предлагаем вам ознакомиться с требованиями к итоговому
сочинению, которое выпускники будут писать 3 декабря 2014года
Тематические направления разработаны Советом по вопросам проведения
Тематические направления разработаны Советом по вопросам проведения
итогового
сочинения в выпускных классах под председательством Н.Д.Солженицыной,
президента Русского общественного фонда Александра Солженицына.
Формулировки тем итогового сочинения определяются
задачами его введения:
Ø выявить уровень
речевой культуры выпускника
Ø его начитанность,
Ø личностную зрелость
Ø умение рассуждать с опорой на литературный
материал по избранной теме.
Таким образом, назначение итогового сочинения – прежде всего, проверка речевых компетенций и умения обращаться к литературному материалу,
умения выбрать наиболее соответствующее
проблематике сочинения произведение (произведения) для раскрытия темы.
Ниже
перечислены открытые тематические направления для итогового
сочинения,
в соответствии с которыми Рособрнадзор разрабатывает закрытый
перечень
тем сочинений 2014-2015 учебного года и проводит их комплектацию по
часовым поясам. Экзаменационный
комплект будет включать 5 тем сочинений из
закрытого
перечня (по одной теме от каждого общего
тематического направления).
Краткий
комментарий к тематическим направлениям:
№
|
Тематическое
направление
|
Комментарий
|
Примерный
перечень произведений для аргументации
|
1
|
«Недаром
помнит вся
Россия…»
(200-
летний
юбилей М.Ю.
Лермонтова)
|
Темы
сочинений, сформулированные на материале творчества М.Ю. Лермонтова,
нацеливают на размышления о своеобразии творчества М.Ю. Лермонтова,
особенностях проблематики его произведений, специфике художественной картины мира,характерных
чертах лермонтовского героя и т.п.
|
Произведения
М.Ю. Лермонтова: «Мцыри», «Герой нашего времени», «Демон», «Песня про купца
Калашникова
Лирика:
«Нет, я не Байрон, я другой...», «Тучи», «Нищий», «Из-под таинственной,
холодной полумаски...», «Парус», «Смерть поэта», «Бородино», «Когда волнуется
желтеющая нива...», «Пророк», «И скучно и грустно».
|
2
|
Вопросы,
заданные
человечеству
войной
|
Темы
данного направления ориентируют
обучающихся
на размышления о причинах войны, влиянии войны на судьбу человека и страны, о
нравственном выборе человека на войне (с опорой на произведения отечественной
и мировой литературы).
|
М.
Шолохов «Донские рассказы». «Судьба человека».
Б.
Васильев «А зори здесь тихие»(мужество).
Л.Н.
Толстой «Война и мир»(честь, мужество, сострадание) .
Э.М.
Ремарк «Три товарища». «На западном фронте без перемен».
В.П.
Некрасов «В окопах Сталинграда».
К.Д.
Воробьев «Это мы, Господи». «Убиты под Москвой».
В.Распутин
«Живи и помни»(предательство; самопожертвование)
В.Л.
Кондратьев «Сашка» (человечность, сострадание)
В.В.
Быков «Сотников» (предательство)
В.О.
Богомолов «Иван» (мужество)
В.Закруткин
«Матерь человеческая»(мужество, выносливость, сострадание
|
3
|
Человек
и природа в
отечественной
и
мировой
литературе
|
Темы,
сформулированные на основе указанной проблематики, позволяют поразмышлять над
эстетическими, экологическими, социальными и др. аспектами взаимодействия
человека и природы.
|
В.П.
Астафьев « Царь-рыба».
«Слово
о полку Игореве»
И.С.
Тургенев «Записки охотника», «Ася»
А.И.
Куприн «Олеся»
В.Г.
Распутин «Прощание с Матёрой»
Ч.
Айтматов «Плаха»
В.М.
Шукшин «Заревой дождь»
|
4
|
Спор
поколений:
вместе
и врозь
|
Темы
данного направления нацеливают на
рассуждение
о семейных ценностях, о различных гранях проблемы взаимоотношений между
поколениями: психологической, социальной,
нравственной
и т.п. (с опорой на произведения отечественной и мировой литературы).
|
В.Г.
Распутин « Прощание с Матерой».
И.С.
Тургенев «Отцы и дети».
М.
Шолохов «Донские рассказы».
А.С.
Грибоедов «Горе от ума»
Д.И.
Фонвизин «Недоросль»
А.Н.
Островский «Гроза»
А.П.
Чехов «Вишневый сад»
|
5
|
Чем
люди живы?
|
Темы
данного направления предполагают
рассуждение
о ценностных ориентирах человека и человечества, об этико-нравственных,
философских,
социальных
аспектах бытия (на материале
отечественной
и мировой литературы).
|
А.И.
Солженицын «Один день Ивана Денисовича».
М.А.
Булгаков «Мастер и Маргарита».
М.А.
Шолохов « Тихий Дон».
Ф.М.
Достоевский «Преступление и наказание»
Н.С. Лесков «Очарованный странник».
В.Шукшин
«Алеша Бесконвойный»(душевная щедрость, доброта).
И.А. Бунин «Господин из Сан-Франциско»
М.
Горький «Старуха Изергиль», «На дне».
Л.Н.
Толстой «Война и мир»
И.А.
Гончаров «Обломов»
|
Сочинение будет
оцениваться по следующим основным
требованиям:
сочинение
оценивается по 5-ти критериям. Критерии
№1 и 2 являются основными.
Для
получения «зачета» за итоговое сочинение необходимо получить «зачет» по
критериям № 1 и №2 (выставление «незачета» по одному из этих критериев
автоматически ведет к «незачету» за работу в целом), а также дополнительно
«зачет» хотя бы по одному из других критериев (№ 3-№ 5).
При
выставлении оценки учитывается объем сочинения. Рекомендуемое количество
слов –
350. Если в сочинении менее 250 слов (в подсчѐт включаются
все слова, в том числе и служебные), то
за такую работу ставится «незачет». Максимальное количество слов
в сочинении не
устанавливается:
в определении объема своего сочинения выпускник должен
исходить
из того, что на всю работу отводится 3 часа 55 минут.
Если сочинение
списано
из какого-либо источника, включая интернет, то
за
такую работу ставится «незачет».
Выпускнику
разрешается пользоваться орфографическим словарѐм.
Критерий № 1
«Соответствие теме»
Данный
критерий нацеливает на проверку содержания сочинения.
Выпускник
рассуждает на предложенную тему, выбрав
путь еѐ раскрытия (например, отвечает на вопрос, поставленный в теме, или
размышляет над предложенной проблемой, или строит высказывание на основе
связанных с темой тезисов и т.п.).
«Незачет» ставится только при
условии, если сочинение не соответствует теме или в нем не прослеживается
конкретной цели высказывания, т.е. коммуникативного замысла (во всех остальных
случаях выставляется «зачет»).
Критерий №2
«Аргументация. Привлечение литературного материала»
Данный
критерий нацеливает на проверку умения использовать
литературный
материал (художественные произведения,
дневники, мемуары,
публицистику) для построения рассуждения на предложенную
тему и для
аргументации своей позиции.
Выпускник
строит рассуждение, привлекая для аргументации не менее
одного
произведения отечественной или мировой литературы, избирая свой
путь
использования литературного материала; при этом он может показать
разный
уровень осмысления художественного текста: от элементов
смыслового
анализа (например, тематика, проблематика, сюжет, характеры и
т.п.)
до комплексного анализа произведения в единстве формы и содержания
и
его интерпретации в аспекте выбранной темы.
«Незачет» ставится при условии, если сочинение
написано без привлечения литературного материала, или в нем существенно
искажено содержание произведения, или литературные произведения лишь
упоминаются в работе, не становясь опорой для рассуждения (во всех
остальных
случаях выставляется «зачет»).
Критерий № 3
«Композиция и логика рассуждения»
Данный
критерий нацеливает на проверку умения логично выстраивать
рассуждение
на предложенную тему.
Выпускник
аргументирует высказанные мысли, стараясь выдерживать соотношение между тезисом
и доказательствами. «Незачет»
ставится при условии, если грубые логические нарушения
мешают
пониманию смысла сказанного или отсутствует тезисно-доказательная часть (во
всех остальных случаях выставляется «зачет»).
Критерий
№ 4 «Качество письменной речи»
Данный
критерий нацеливает на проверку речевого оформления текста
сочинения.
Выпускник
точно выражает мысли, используя разнообразную лексику и различные грамматические
конструкции, при необходимости уместно употребляет термины, избегает речевых
штампов.
«Незачет» ставится при
условии, если низкое качество речи, в том числе речевые ошибки, существенно
затрудняют понимание смысла
сочинения (во всех остальных случаях выставляется «зачет»).
Критерий № 5
«Грамотность»
Данный
критерий позволяет оценить грамотность выпускника.
«Незачет» ставится, если
грамматические, орфографические и пунктуационные ошибки, допущенные в
сочинении, затрудняют чтение и понимание текста (в сумме более 5 ошибок на 100
слов).
В первую среду
февраля и мая выпускникам предоставляется возможность
пересдачи сочинения.
При
поступлении в вузы сочинение рассматривается в ряду индивидуальных
достижений и может принести абитуриенту
до 10 дополнительных баллов к ЕГЭ (в случае представления поступающим
указанного сочинения). Оценка за сочинение на данном этапе выставляется вузом
по утвержденным им критериям.
Подготовлено по материалам «Федерального института
педагогических измерений» учителем русского языка и литературы Будковой Н.И.
ЖЕЛАЕМ ВСЕМ УСПЕХА!
Комментариев нет:
Отправить комментарий