суббота, 1 апреля 2017 г.

Играй, оркестр!

 В 2017 году образцовому оркестру русских народных инструментов под руководством Отличника народного просвещения РФ Есюниной Л.Л. исполняется 30 лет. Сейчас трудно представить, что в те далекие годы  оркестр зарождался с игры на шумовых инструментах.
В настоящее время "Шумовой оркестр", как предмет, ведётся во 2-х и 3-х и 4-х классах МАОУ СОШ №1. Руководят оркестрами педагоги оркестрового отделения русских народных инструментов Кушвинскойй детской муузыкальной школы. Находясь в одном здании, выигрывают все! Такой вариант сосуществования образовательных организаций  ведёт к тесному сотрудничеству в интересах детей.

Сегодня мы беседуем с преподавателем музыкальной школы Т.П.Моисеевой.

- Татьяна Петровна, расскажите, с чего началась история шумовых оркестров?

История оркестров шумовых инструментов в Кушве началась с 1987 года. Именно тогда педагог-музыкант Есюнина Лариса Леонидовна начала заниматься с учениками 2"Б" класса, классный руководитель  Якушева Надежда Васильевна. Первое выступление шумового оркестра состоялось 22 марта 1988 года. Выступление оркестра на школьных мероприятиях не осталось без внимания. От педагогов школы стали поступать предложения создать оркестры в их классах.
В этом учебном году оркестровые занятия проходят в десяти классах. Это десять шумовых оркестров!
Ещё один оркестр – дети дошкольного возраста, которые занимаются в группе раннего эстетического развития. 








- В шумовом оркестре участвует весь класс?

-  Да, весь класс и каждому находится место и инструмент!  В оркестре есть группы металлофонов, ксилофонов, треугольников, коробочек, маракасов, трещоток, пандейр, группа барабанов.
Руководители оркестров: Есюнина Лариса Леонидовна, Моисеева Татьяна Петровна, Макарова Лариса Владимировна.
Концертмейстеры: Ломовцева Юлия Игоревна, Моисеева Татьяна Петровна, Макарова Лариса Владимировна.

- Какова методика обучения игре на шумовых инструментах?

- В основе программ по предмету "Шумовой оркестр" лежит работа немецкого композитора и педагога Карла Орфа, которая в своё время была новаторской, и выражалось это в подходе к музыкальному обучению детей. Простота программы заключается в том, что простая музыкальная инструментовка позволяет даже необученным музыке детям исполнять произведения с относительной лёгкостью. Очень много мы позаимствовали из программы "Звуки природы" уральского педагога-музыканта Манаковой, в которой говорится о природе звуков шумовых инструментов. 
 Чтобы дети лучше и быстрее выучили произведение, необходимо образное объяснение буквально всего: динамики, использования инструментов, ритмического рисунка, плотности фактуры.  Для лёгкого запоминания ритмического рисунка необходимо подобрать подходящее словосочетание. Но сложней всего научить оркестрантов играть тихо, не греметь  и понимать роль своей партии в музыкальной ткани партитуры и какие приёмы игры необходимо использовать для передачи образа, характера, настроения музыки.

- Как Вы считаете, Татьяна Петровна, занятия в шумовом оркестре способствуют развитию личности ребенка?

- Польза от занятий в шумовом оркестре очевидна: во-первых, дети получают основы музыкальной грамоты, развивается слух и метроритмическая организация, они учатся играть вместе единым порывом, то есть формируется коллективизм. Девиз наших оркестров "Один за всех и все за одного"!
Во- вторых, учащиеся знакомятся с творчеством композиторов разных эпох, с музыкой разных направлений и жанров. Ребята учатся понимать и любить музыку. 
Ну, а в третьих, занятия в оркестре воспитывают ответственность и обязательность,  дети учатся вести себя на сцене, развивается эстетическая культура.

- Участвуете ли вы в конкурсах?

Хорошим стимулом для занятий шумовым оркестром является участие в конкурсах и концертах. Это очень взаимовыгодно для всех участников.
Каждый год в школе №1  проводится  фестиваль-конкурс шумовых оркестров. Оркестры соревнуются между собой. Выявляются самые ритмичные, самые музыкальные, самые дружные оркестры. Каждый класс очень серьёзно готовится к выступлению. Всё нужно продумать и отрепетировать. Подготовить афишу, буклеты, дипломы. Классные руководители готовят визитную карточку класса (название, девиз, форму, отличительный знак оркестра). В жюри конкурса приглашаются преподаватели «КДМШ», представитель администрации общеобразовательной школы и представители родительского комитета.


21 марта 2015 года в г. Красноуральске проходил территориальный конкурс-фестиваль шумовых оркестров "Заиграйкино", организатором которого является Нижнетагильское методическое объединение. В конкурсе было несколько номинаций (оркестры дошкольных образовательных учреждений, музыкальных школ, общеобразовательных школ). Жюри конкурса отметило профессионализм и качество подготовки наших коллективов. Оркестры 2"А" и 2"Г" классов были удостоены дипломами I степени и Гран-При. Поездка на конкурс очень впечатлила ребят и родителей, и отношение к занятиям стало намного серьёзнее. Именно классные руководители этих классов нашли возможность  продолжать занятия в оркестре даже тогда, когда изменилась учебная нагрузка (шумовой оркестр в 3-х и 4-х классах сейчас проводится как факультатив).

Занимаясь в оркестре второй, третий учебный год, ребята в состоянии освоить более серьёзный репертуар, произведения крупной формы  - сюиты, увертюры, вариации. Конечно же, инструментовка тоже усложняется. Оркестранты творчески подходят к раскрытию образного содержания музыкального произведения, предлагают свои варианты звуковой окраски, ритмических рисунков.
Весной 2016 г. шумовой оркестр под руководством Есюниной Л.Л. впервые принял участие в ежегодном городском конкурсе "Солнечные зайчики", получив специальный  Приз.

В арсенале оркестров есть дипломы лауреатов l и ll степеней всероссийских и международных интернет-конкурсов.
В декабре 2016 г. мы приняли участие в областном конкурсе народной музыки, песни и танца "Уральский хоровод".  Три шумовых оркестра стали призёрами – два вторых и одно третье место.

Помимо фестивалей и конкурсов, шумовые оркестры активно участвуют в мероприятиях обеих школ:
- благотворительном  марафоне "Я талантлив";
- ежегодном традиционном чествовании выпускников оркестра русских народных инструментов "Оркестр собирает друзей";
- концерте-знакомстве с шумовыми оркестрами для первоклассников;
- литературно-музыкальном проекте "В.В. Андреев. Рождение национальной идеи" для начальной школы (2015-2016 уч. год),
- проекте, посвящённом 260-летию В.А. Моцарта "Тайна запечного сверчка" для учащихся начальной школы и воспитанников детских садов (2016-2017 уч. год).

Для самых благодарных слушателей – родителей в конце учебного года каждый класс проводит концерт, на котором звучит весь репертуар оркестра.

- Татьяна Петровна, в чем Вы видите свою миссию?

- Влюбить в музыку, помочь понять её и научиться чувствовать и сопереживать, познакомить с русскими народными инструментами, музыкальными традициями, историей.

 Занятия в шумовом оркестре не проходят бесследно. Дети, полюбившие музыку, уловившие для себя интерес к музицированию, поступают на оркестровое отделение "КДМШ". А все наши выпускники оркестра когда-то были участниками детского оркестра шумовых инструментов.

В день празднования юбилея МАОУ СОШ №1 г. Кушвы для выпускников были организованы занятия-кружки по интересам. Оркестр "Ностальгия" стал доказательством выражения "ничто не проходит бесследно". Выпускники через годы пронесли с собой тёплые воспоминания о шумовых оркестрах. С интересом играли вновь, были очень внимательны к дирижёрским жестам, как в школьные годы.


Татьяна Петровна, спасибо за беседу, мы желаем Вам и Вашим коллегам дальнейших творческих идей и реализации самых смелых творческих проектов и замыслов!

                                             Беседовала заместитель директора по ВР Половная Л.А.

Комментариев нет:

Отправить комментарий