Зацепинг, или трейнсёрфинг (от англ. Train surfing), – езда на крыше транспортных составов (электрички, метро, автобуса), между или под вагонами.
Зацепинг – это социально опасное явление, схожее с мелким хулиганством, одно из проявлений девиантного (отклоняющегося от нормы) поведения молодежи. В современных условиях зацепинг влияет на процесс социализации, формирование «Образа Я» достаточно большого числа молодежи.
Сами молодые люди, согласно опросам и мнениям на форуме, рассматривают зацепинг как возможность доказать окружающим, что они могут сделать больше, чем простые люди (пройти путь героя), найти новые ощущения в одном из экстремальных видов спорта (называя его «экстримом для бедных»).
Есть несколько причин, по которым, чаще несовершеннолетние увлекаются подобным видом экстремального развлечения – это так называемая адреналиновая зависимость и желание выделиться среди сверстников. Логика поведения зацеперов, руферов и им подобных очень напоминает логику наркоманов, которые утверждают, что «умирают от наркотиков лишь дураки», а они умные, и ни в коем случае не погибнут. Зацеперы, руферы – это люди, которые как правило не получают должного признания в семье, учебе, в коллективе сверстников и в результате уходят на сторону саморазрушения.
Психологические и социальные причины зацепинга в
молодежной среде:
Особенности возрастного развития:
− склонность
к рискованному поведению;
− потребности
в автономии, свободе, аффилиации, значимости;
− потребность
изменения своего статуса в системе социальных оценок, определение своего места
в социальной иерархии;
− дисгармоничность личности;
− изменение
установившихся интересов;
−
протестующий характер поведения по отношению к взрослым и к обществу
подростков.
Социальная среда:
− семья
(бесконтрольность или отсутствие внимание со стороны родителей);
− социальное
окружение;
−
неорганизованность досуга, свободного времени.
Опасное увлечение ежегодно приводит к гибели на железных
дорогах страны десятков несовершеннолетних. Ежедневно в Центральной России на
железной дороге гибнет три-четыре человека, ещё два-три получают травмы,
основном – тяжёлые. И практически каждую неделю гибнет несовершеннолетний.
Наиболее частыми причинами несчастных случаев являются:
· потеря
равновесия и падение с поезда во время движения. Как правило, это происходит в
результате проезда в нетрезвом состоянии или плохом самочувствии с последующим
отпусканием рук, пренебрежения правилом трех опор при проезде и перемещении по
поезду, проезда в неудобном и неустойчивом положении, использования ненадёжных
конструкций в качестве точки опоры или для держания, проделывания трюков во время
движения, проезда на поезде при отсутствии позволяющих держаться руками
конструкций, обрыва конструкций поезда из-за подпила, ржавчины или усталости
металла, а также соскальзывания.
· поезда в
результате обледенения поручней и корпуса вагона или от резкого рывка вагона
или сильного ветра при нахождении трейнсёрфера на скользкой неровной
поверхности и отсутствии возможности закрепления и удержания на вагоне;
· поражение
электрическим током при проезде на электрифицированных линиях или при попытке
запрыгнуть на крышу поезда с моста в результате прикосновения или слишком близкого приближения к
контактной сети,
токоприемнику, тормозным резистором и токоведущим высоковольтным шинам на крыше
электроподвижного состава, а также получение тепловых ожогов при прикосновении
к нагретым тормозным резисторам;
· столкновение
с препятствиями по ходу движения (например, платформами, светофорными столбами,
мостами, порталами тоннелей) при проезде за габаритом подвижного состава сбоку
или на крыше;
· падение на
рельсовый путь под колёса в результате неудачного запрыгивания или схода на
ходу на боковую подножку, спереди или между вагонами. Например, несчастные
случаи такого рода нередко происходят при запрыгивании на ходу на подножки
товарных вагонов. Падение и травмирование тела в результате запрыгивания на
поезд или спрыгивания с поезда на большой скорости на ходу.
Таким
образом, самое опасное развлечение на
железной дороге – это зацепинг!
Пути профилактики экстремального поведения
несовершеннолетних.
Одним из условий повышения эффективности профилактической
работы является деятельность, в задачи которой входит формирование позитивных
индивидуальных интересов личности подростка и позитивное эмоциональное развитие
с учетом его потребностей:
o во
взрослом человеке, но
не в каждом взрослом (построение в профилактическом пространстве особых
отношений с подростком – отношений созидающего взаимодействия)
o в героях
(подросток будет искать кумира для подражания и этим кумиром, чаще всего
становится тот, кому не жалко ярких красок, сильных эмоций и громких дел);
o в коллективе
сверстников как естественной среде нормального развития;
o в сотрудничестве
с другими людьми;
o в защите прав на
яркие и сильные эмоции, на приключения, на романтику,
o на увлечения и
интересы;
o в равных
семейных отношениях.
В профилактике экстремального поведения несовершеннолетних
должны принимать участие, как педагоги, так и родители подростков.
Предотвратить развитие экстремального поведения в подростковой среде возможно с
помощью превентивных мер воздействия, формируя правовое сознание
несовершеннолетних.
Родителям необходимо: вести беседы со своими детьми о
реальных опасностях и последствиях экстремальных увлечений в целом и зацепинге
в частности;
− обучать детей
правилам безопасности на железной дороге;
− предлагать
своим детям «здоровую альтернативу»: включать их в спортивные, общественные
мероприятия и т.д.;
− обеспечивать
организацию досуга своих детей, в котором будет делаться акцент на интерактивные
занятия и игротренинги.
По отношению к подростку использование только запрещающих
мер воздействия бесполезно! Так как специфика возраста приведет к внутреннему
протесту и возрастанию еще большего интереса к экстремальным формам поведения.
Комментариев нет:
Отправить комментарий