В
феврале во всех школах России прошел урок "Арктика – фасад России".
Мероприятие
приурочено к IX российской молодежной экспедиции "На лыжах – к Северному
полюсу!". Организатором Урока является
Министерство образования и науки РФ. Основная цель необычного урока – познакомить
школьников с природой Арктики, а также с историей ее исследования и освоения.
Северные и арктические территории сегодня - это стратегически важный для развития нашей страны регион. Арктика важна для России, в первую очередь, как ресурсная база и крупная транспортная артерия. Не менее важна она и с военной точки зрения. И осваивать её предстоит новому поколению гражданских и военных специалистов.
Арктика – огромные северные пространства
Северного-Ледовитого океана, включающие окраины материков Евразии и Северной
Америки. Ледяная, холодная, и казалось бы, безжизненная земля. Но, это не так.
Арктика – это сокровищница нашей планеты!
Арктика
– земля холодных льдин!
Арктика
– бесценные богатства.
Нефть
и газ, металлы разных руд-
в
недрах шельфа прячутся от нас всех.
Чудо-звери:
овцебык и лемминг,
белые
медведи и тюлени,
торосы
огромных белых льдин –
Чудо-край,
фасад моей страны!
А́рктика (греч. — «медведь» (по созвездию Большая Медведица) — единый физико-географический район Земли, примыкающий к Северному полюсу и включающий окраины материков Евразии и Северной Америки, почти весь Северный Ледовитый океан с островами (кроме прибрежных островов Норвегии), а также прилегающие части Атлантического и Тихого океанов. Южная граница Арктики совпадает с южной границей зоны тундры. Площадь около 27 млн. кв. км; иногда Арктику ограничивают с юга Северным полярным кругом (66° 33′ с. ш.), в этом случае её площадь составит 21 млн. кв. км
По особенностям рельефа в Арктике выделяют:
шельф с островами материкового происхождения и прилегающими окраинами материков
и Арктический бассейн. Область шельфа
занята окраинными морями — Баренцевым, Карским, Лаптевых, Восточно-Сибирским и
Чукотским. Рельеф суши российской
Арктики преимущественно равнинный; местами, особенно на островах,
гористый. Центральная часть —
Арктический бассейн, область глубоководных котловин до 5527 м и подводных
хребтов.
Природные условия Арктики очень суровые: низкий радиационный баланс, близкие к 0 °C средние температуры воздуха летних месяцев при отрицательной среднегодовой температуре, существование ледников и многолетнемерзлых пород, преобладание тундровой растительности и арктических пустынь. Морские акватории покрыты льдом - около 11 млн. кв. км зимой и около 8 млн. кв. км летом.
В Арктике живут удивительные животные. Одним из них является современник мамонта, доживший до наших дней – это овцебык. В Арктике можно встретить белого медведя, гренландского оленя, огромное количество птиц, устраивающих птичьи базары, тюлени.
В
Арктике содержится колоссальное количество неразработанных энергоресурсов —
нефти и газа. Для России арктический шельф — одно из наиболее перспективных
направлений для восполнения запасов углеводородного сырья.
Арктический
шельф — крупный и до настоящего времени практически не использованный резерв
нефтегазовой промышленности России. Среди крупных российских месторождений —
газовые — Штокмановское, Русановское и Ленинградское в западной Арктике.
Долгое время Арктика считалась территорией, не приспособленной для жизни людей («мёртвая земля»), непроходимой ни водным, ни наземным путём. В XI веке русские мореплаватели вышли в моря Северного Ледовитого океана. В XII—XIII вв. открыли острова Вайгач, Новая Земля, а в конце XV в — острова архипелага Шпицберген, остров Медвежий. В результате Великой северной экспедиции (1733—1743) все сибирское побережье Северного Ледовитого океана до мыса Б. Баранов было исследовано, описано и нанесено на карты. С 1874 г. начались плавания на паровых судах через Карское море в устье Оби и Енисея, получившие названия Карских экспедиций. Норвежский полярный исследователь Фритьоф Нансен называл Арктику Страной ледяного ужаса.
В Арктике есть Дрейфующие полярные станции. Россия — первая и единственная страна, использующая так называемые дрейфующие полярные станции. Каждая такая станция представляет собой установленный на дрейфующей арктической льдине комплекс станционных домиков, в которых живут участники экспедиций, и необходимого оборудования. Благодаря существованию дрейфующих станций российские учёные получили возможность исследовать Арктику круглый год. Первая дрейфующая экспедиция под названием «Северный полюс» была высажена у полюса 21 мая 1937 года. В сентябре 2005 на освоение Арктики отправилась экспедиция «Северный полюс-34». Данные, получаемые во время экспедиций расширяют знания учёных о процессах, происходящих в природной среде Центральной Арктики, и помогут объяснить причины глобальных климатических изменений.
Ежегодно
к Арктическим пространствам нашей страны снаряжается экспедиция «На лыжах – к
Северному полюсу!». К участию в экспедиции приглашаются учащиеся общеобразовательных учебных заведений,
колледжей, коррекционных классов и школ, детских домов и других государственных
образовательных и социальных учреждений 1997-1999 годов рождения, которым на
момент начала экспедиции будет полных 16, но еще не исполнится 19 лет. Как и в
прошлые годы, чтобы попасть в число кандидатов в команду надо выполнить
несколько условий, важных из которых три:
• Иметь опыт туристских походов 1 кат.
сложности;
• Принять участие в массовых соревнованиях
«Лыжня России»;
• Ответить на вопросы анкеты и проявить
творческие задатки.
В
анкете есть три обязательных вопроса:
• Чем удивительна эта точка Земли –
Северный полюс?
• Почему Вы хотите участвовать в
Экспедиции?
• Есть ли у Вас собственная большая мечта
– «Ваш полюс»?
Кроме
того, в анкете есть ОБЯЗАТЕЛЬНОЕ «творческое задание» – воображаемый дневник
вашей будущей экспедиции. Представьте, что вы уже идете на лыжах к Северному
полюсу. Придумайте, что происходит с вами, о чем вы думаете, чего боитесь,
какая природа вас окружает, как вы устраиваете ночлег, как готовите еду, как
выбираете путь, кто ваши товарищи, что вы знаете о ваших руководителях – Матвее
Шпаро и Борисе Смолине, о других знаменитых полярниках?
В этом году 9 молодежная российская
экспедиция состоится с 02 по 13 августа 2016г. на ледоколе «50-лет Победы».
Ребята, кто не успел поучаствовать в интернет викторине «Знаешь ли ты Арктику?», предлагаем сделать это сейчас. Ответы приносите своему учителю географии.
Проведение викторины «Знаешь ли ты
Арктику?»
1. Кому принадлежит Арктика и нужна ли виза,
чтобы туда попасть?
2. Как переводится слово «Арктика»?
3. Что входит в состав Арктики? (острова,
материки, части океанов)
4. Какие моря входят в состав Арктики?
5. Какие острова разделяют Карское и Баренцево моря?
6. Море, омывающее остров Гренландия?
7. Почему Баренцево море не замерзает?
8. Почему северные олени пасутся ближе к
морю?
9. Назовите полярного грызуна, который
питается мхом, зимой живет под снегом?
10. Современник мамонта, доживший до наших дней
в самых диких местах Северной Америки и Гренландии?
11. Кто из исследователей Арктики совершил
экспедицию на «Фраме», предварительно вморозив судно в полярные льды?
12. Почему белые медведи не употребляют
пингвинов в пищу?
13. Начальник первой советской дрейфующей
станции «Северный полюс»?
14. Название первого советского ледокола
достигшего берегов Арктики?
15. Памятник, какому животному, обитающему в
белом море, установлен в Архангельске?
16. Почему скопления птиц называют «птичьими
базарами»?
17. Какие растения встречаются в Арктике?
18. К какому отряду относится арктическое
животное «морской заяц»?
19. Какие полезные ископаемые добывают на
шельфе Северно-Ледовитого океана?
20. Какие страны мира владеют прибрежными
пространствами Арктики
Думаю, что благодаря конференциям и урокам, которые мы провели в школе с целью привлечения внимания молодежи к проблемам русского Севера, учащиеся познакомились с Арктикой, историей её покорения, изучения, освоения, и поняли, что будущее в Арктике за молодежью!
Половная Л.А., заместитель директора по ВР
Комментариев нет:
Отправить комментарий