Тема урока: Русско-турецкая война 1877–1878 гг.
План
урока:
Русско
– турецкая война.
Практическая
работа.
Д/З
Русско-турецкая
война
!!!...
Просмотреть фильм, прочитать § 21, устно ответить на вопросы.
!!!...
Прочитать абзац на стр.157 «Однако…»
???...
Почему Россия оказалась в одиночестве на Берлинском конгрессе?
???...
Оцените результаты русско-турецкой войны. Как вы понимаете слова одного из современников,
что на Берлинском конгрессе “успехи оказались неудачными, победы поражениями”?
!!!...
В докладе Александру II A.M. Горчаков — глава русской делегации — написал: «Берлинский
конгресс есть самая чёрная страница в моей служебной карьере». Император,
прочитав эти слова, приписал: «И в моей тоже».
Что
дало повод для таких оценок? Подберите 2-3 факта.
Почему
Россия вынуждена была согласиться с решениями Берлинского конгресса? Подберите
2-3 аргумента.
Предположите,
какое событие A.M. Горчаков мог назвать самой яркой страницей в своей служебной
карьере?
Какие
мысли, чувства возникли у вас при изучении данной темы?
Практическая
работа
!!!...
ПИСЬМЕННО: распечатать и выполнить практическую работу.
Текст
содержит исторические ошибки. Подчеркните их в тексте и напишите правильный
ответ напротив ошибочного текста. (как правильно оформить работу, мсмотри ниже)
Во
второй половине XIX века усилилась напряженность на Балканах. Волнения в
турецких провинциях Боснии и Герцеговине, Сербии и Черногории жестоко
подавлялись. В Российском обществе эти события вызвали возмущение. В апреле
1876 г. Россия приняла решение отправить на помощь восставшим болгарам (сербам)
части русской армии под командованием генерала М.Г. Черняева. Россия продолжала
попытки урегулировать конфликт с Оманской империей дипломатическим средствами,
однако эти попытки были отвергнуты Портой. Так началась русско-турецкая война.
В ходе боевых действий образовалось два фронта – Балканский и Кавказкий.
Русская армия была хорошо подготовлена и оснащена (плохо подготовлена и
оснащена).Отмена крепостного права привела к увеличению численности войск,
повышению уровню экономического развития и как следствие – к улучшению
материального обеспечения армии. (Армия с 1874 г. формировавшаяся на началах
всесословной воинской повинности, еще не имела большого обученного резерва.
Реформа армии проходила в ходе самой войны, при сопротивлении генералитета
николаевской школы. Стрелковое оружие не отвечало современным образцам; немалая
часть высшего командного состава отличалась слабой военной подготовкой,
косностью взглядов и консерватизмом.) Главнокомандующий русской армией на
Балканах был назначен генерал И.В. Гурко (Великий князь Николай Николаевич).
Русская армия одержала ряд крупных побед: были взяты города Тырново и Шипка.
Неудачно сложилась лишь обстановка под Плевной. Турецкий гарнизон сдался только
в январе 1878 года (декабре 1877г.). Обойдя Плевну, русские части продолжали
наступление и овладели Софией, Андрианополем, Сан-Стефано, Стамбулом
(Категорический запрет Александра удержал Скобелева от взятия столицы Османской
империи) и Карсом. Сопротивление Турции становилось бессмысленным, и 19 февраля
1878г. был подписан Берлинский трактат (Сан-Стефанский мирный договор), по
которому к России отошли Сербия, Черногория, Румыния, Бессарабия, земли
Закавказья (Сербия, Черногория, Румыния получили независимость, Болгария становилась
автономным княжеством в составе Османской империи; Россия получила южную
Бессарабию, кавказские города Ардаган, Карс, Баязет, Батум). Усиление позиций
России вызвало опасение со стороны европейских держав, и в 1878г. (1878г.) была
созвана новая конференция в Сан-Стефано (в Берлине), на которой были
пересмотрены условия русско-турецкого мира. России пришлось отдать часть
Болгарии, Сербии и Черногории. На этих территориях были созданы автономии в
составе Османской империи. (Территория Болгарии, получившаяавтономию,
уменьшилась 2\3, а остальная часть объявлалась турецкой провинцией.
Австро-Венгрия получала право оккупировать Боснию и Герцоговину. Россия
возвращала крепость Баязет Турции. Англия оккупировала остров Кипр.)
Сан-Стефанский договор стал “черной страницей” в служебной карьере
А.М.Горчакова- председателя Комитета министров Российской империи (министра
иностранных дел).
III.
Д/З
§
21, *** сообщения-презентации (по желанию), проработать материал, чтобы
отвечать на вопросы учителя.
Русские
командиры первой Балканской войны:
Н.Н.
Обручев,
М.И.
Драгомиров,
Н.Г.
Столетов,
П.П.
Карцов,
М.Д.
Скобелев.
Выполненное
задание переслать учителю по адресу: zhevlakova.68@mail.ru
Текст
с ошибками
|
Правильное
суждение
|
Во
второй половине XIX века усилилась напряженность на Балканах. Волнения в
турецких провинциях Боснии и Герцеговине, Сербии и Черногории жестоко
подавлялись. В Российском обществе эти события вызвали возмущение. В апреле
1876 г. Россия приняла решение отправить на помощь восставшим болгарам
(сербам) части русской армии под командованием генерала М.Г. Черняева. Россия
продолжала попытки урегулировать конфликт с Оманской империей дипломатическим
средствами, однако эти попытки были отвергнуты Портой. Так началась
русско-турецкая война. В ходе боевых действий образовалось два фронта –
Балканский и Кавказкий. Русская армия была хорошо подготовлена и оснащена
(плохо подготовлена и оснащена).Отмена крепостного права привела к увеличению
численности войск, повышению уровню экономического развития и как следствие –
к улучшению материального обеспечения армии. (Армия с 1874 г. формировавшаяся
на началах всесословной воинской повинности, еще не имела большого обученного
резерва. Реформа армии проходила в ходе самой войны, при сопротивлении
генералитета николаевской школы. Стрелковое оружие не отвечало современным
образцам; немалая часть высшего командного состава отличалась слабой военной
подготовкой, косностью взглядов и консерватизмом.) Главнокомандующий русской
армией на Балканах был назначен генерал И.В. Гурко (Великий князь Николай
Николаевич). Русская армия одержала ряд крупных побед: были взяты города
Тырново и Шипка. Неудачно сложилась лишь обстановка под Плевной. Турецкий
гарнизон сдался только в январе 1878 года (декабре 1877г.). Обойдя Плевну,
русские части продолжали наступление и овладели Софией, Андрианополем,
Сан-Стефано, Стамбулом (Категорический запрет Александра удержал Скобелева от
взятия столицы Османской империи) и Карсом. Сопротивление Турции становилось
бессмысленным, и 19 февраля 1878г. был подписан Берлинский трактат
(Сан-Стефанский мирный договор), по которому к России отошли Сербия,
Черногория, Румыния, Бессарабия, земли Закавказья (Сербия, Черногория,
Румыния получили независимость, Болгария становилась автономным княжеством в
составе Османской империи; Россия получила южную Бессарабию, кавказские
города Ардаган, Карс, Баязет, Батум). Усиление позиций России вызвало
опасение со стороны европейских держав, и в 1878г. (1878г.) была созвана
новая конференция в Сан-Стефано (в Берлине), на которой были пересмотрены
условия русско-турецкого мира. России пришлось отдать часть Болгарии, Сербии
и Черногории. На этих территориях были созданы автономии в составе Османской
империи. (Территория Болгарии, получившаяавтономию, уменьшилась 2\3, а
остальная часть объявлалась турецкой провинцией. Австро-Венгрия получала
право оккупировать Боснию и Герцоговину. Россия возвращала крепость Баязет
Турции. Англия оккупировала остров Кипр.) Сан-Стефанский договор стал “черной
страницей” в служебной карьере А.М.Горчакова- председателя Комитета министров
Российской империи (министра иностранных дел).
|
Выполненное
задание переслать учителю по адресу: zhevlakova.68@mail.ru
Урок 56
§ 22 п.1-2 Александр
III – новый император.
План
урока:
Новый
император.
Д/З
Новый
император
!!!...
Познакомится с различными мнениями историков и современников об Александре III.
Опровергнуть или подтвердить эти мнения.
!!!...
ПИСЬМЕННО: Составить описательный портрет-характеристику нового императора
(опора на Памятку).
В эссе
раскрыть следующие пункты: характер, нрав, темперамент, право на престол,
образованность, эрудицию, патриотизм, мужество, мировоззрение, отношение к народу,
личную жизнь. Подводя итог опровергнуть или подтвердить мнение историков и
современников.
!!!... Фильм: «Александр III - личность» 00.00-17.50 (18 мин.)
Д/З
Памятка:
«Описательный портрет-характеристика исторической личности»
1. Жизнь.
а) Когда, в какой стране жил и действовал?
б) Какое получил воспитание?
в) Цели и планы.
г) Какими способами достигал цели?
2. Внешность и характер.
3. Основные результаты деятельности.
а) Что ему удалось, что нет?
б) Какие последствия его деятельности:
— Для родной страны? — Для других стран? — Для человечества?
4. В интересах каких слоев действовал? Какие слои были недовольны?
а) соратники и друзья?
б) враги?
5. Дайте оценку его деятельности.
6. Собственное отношение.
а) Что вызывает: — Восхищение? — Осуждение?
б) Каким его чертам характера вы бы хотели бы подражать?
1. Жизнь.
а) Когда, в какой стране жил и действовал?
б) Какое получил воспитание?
в) Цели и планы.
г) Какими способами достигал цели?
2. Внешность и характер.
3. Основные результаты деятельности.
а) Что ему удалось, что нет?
б) Какие последствия его деятельности:
— Для родной страны? — Для других стран? — Для человечества?
4. В интересах каких слоев действовал? Какие слои были недовольны?
а) соратники и друзья?
б) враги?
5. Дайте оценку его деятельности.
6. Собственное отношение.
а) Что вызывает: — Восхищение? — Осуждение?
б) Каким его чертам характера вы бы хотели бы подражать?
Выполненное
задание переслать учителю по адресу: zhevlakova.68@mail.ru
Оценка
деятельности
(Александра
III часто называют одним из самых недооцененных правителей...)
***Памятник
Александра III отличался от постаментов его предков. Он был далек от
классических канонов, что стало причиной злых эпиграмм:
Стоит комод,
На комоде бегемот,
На бегемоте обормот,
На обормоте шапка,
На шапке крест,
Кто угадает,
Того под арест.
(В.В. Долгов)
Стоит комод,
На комоде бегемот,
На бегемоте обормот,
На обормоте шапка,
На шапке крест,
Кто угадает,
Того под арест.
(В.В. Долгов)
*** Когда
Александр III скончался, один французский газетный некролог сообщал, что «в нем
Европа потеряла выдающегося арбитра, который в международных вопросах всегда
руководствовался принципами чести».
*** Современник
императора С. Ю. Витте писал: «Если бы императору Александру III было суждено
продолжать царствовать еще столько лет, сколько он процарствовал, то
царствование его было бы одно из самых великих царствований Российской
империи».
*** Представитель
революционного лагеря Г.В. Плеханов писал, что 13 лет Александр III «сеял
ветер», поэтому его преемнику − Николаю II − выпало на долю
пожать бурю.
*** Важную
роль в формировании исторических представлений об эпохе 1880-х годов сыграла
ленинская характеристика правительственной политики Александра III как
«разнузданной, невероятно бессмысленной и оголтелой реакции».
*** «Ограниченный,
грубый и невежественный, Александр III был человеком крайне реакционных и
шовинистических воззрений. Однако в области экономической политики вынужден был
считаться с ростом капиталистических элементов в стране». (Большая Советская
Энциклопедия)
*** Советские
историки П. А. Зайончковский, Ю. Б. Соловьев, Л. Г. Захарова, Б. В. Виленский
обращали внимание на губительные для России стороны и последствия контрреформ
Александра III без должного учета их незавершенности.
*** Современный
историк А. Н. Боханов в работе «Император Александр III», напротив,
утверждал, что контрреформ как таковых вообще не было.
***Английский
историк Ч.Лоу и американский исследователь
Т.Пирсон оценили контрреформы как большую ошибку царя, свернувшего с пути реформ своего отца и потому
упустившего «великий шанс» поднять Россию вровень с передовыми державами
Запада.
Первая неделя 04.04.2020
Урок 56
§ 22 п.1-2 Александр
III – новый император.
План
урока:
Новый
император.
Д/З
Новый
император
!!!...
Познакомиться с различными мнениями историков и современников об Александре III.
Опровергнуть или подтвердить эти мнения.
!!!...
ПИСЬМЕННО: Составить описательный портрет-характеристику нового императора
(опора на Памятку).
В эссе
раскрыть следующие пункты: характер, нрав, темперамент, право на престол,
образованность, эрудицию, патриотизм, мужество, мировоззрение, отношение к народу,
личную жизнь. Подводя итог опровергнуть или подтвердить мнение историков и
современников.
!!!... Фильм: «Эпоха Александра III - опровергая мифы» 00.00-17.09 (17
мин.)
Д/З
Памятка:
«Описательный портрет-характеристика исторической личности»
1. Жизнь.
а) Когда, в какой стране жил и действовал?
б) Какое получил воспитание?
в) Цели и планы.
г) Какими способами достигал цели?
2. Внешность и характер.
3. Основные результаты деятельности.
а) Что ему удалось, что нет?
б) Какие последствия его деятельности:
— Для родной страны? — Для других стран? — Для человечества?
4. В интересах каких слоев действовал? Какие слои были недовольны?
а) соратники и друзья?
б) враги?
5. Дайте оценку его деятельности.
6. Собственное отношение.
а) Что вызывает: — Восхищение? — Осуждение?
б) Каким его чертам характера вы бы хотели бы подражать?
1. Жизнь.
а) Когда, в какой стране жил и действовал?
б) Какое получил воспитание?
в) Цели и планы.
г) Какими способами достигал цели?
2. Внешность и характер.
3. Основные результаты деятельности.
а) Что ему удалось, что нет?
б) Какие последствия его деятельности:
— Для родной страны? — Для других стран? — Для человечества?
4. В интересах каких слоев действовал? Какие слои были недовольны?
а) соратники и друзья?
б) враги?
5. Дайте оценку его деятельности.
6. Собственное отношение.
а) Что вызывает: — Восхищение? — Осуждение?
б) Каким его чертам характера вы бы хотели бы подражать?
Выполненное
задание переслать учителю по адресу: zhevlakova.68@mail.ru
Комментариев нет:
Отправить комментарий