четверг, 2 декабря 2021 г.

Угол падения: зацепинг убивает!

Зацепинг, или трейнсёрфинг (от англ. Train surfing), – езда на крыше транспортных составов (электрички, метро, автобуса), между или под вагонами.

Зацепинг – это социально опасное явление, схожее с мелким хулиганством, одно из проявлений девиантного (отклоняющегося от нормы) поведения молодежи. В современных условиях зацепинг влияет на процесс социализации, формирование «Образа Я» достаточно большого числа молодежи.

Сами молодые люди, согласно опросам и мнениям на форуме, рассматривают зацепинг как возможность доказать окружающим, что они могут сделать больше, чем простые люди (пройти путь героя), найти новые ощущения в одном из экстремальных видов спорта (называя его «экстримом для бедных»). 

Есть несколько причин, по которым, чаще несовершеннолетние увлекаются подобным видом экстремального развлечения – это так называемая адреналиновая зависимость и желание выделиться среди сверстников. Логика поведения зацеперов, руферов и им подобных очень напоминает логику наркоманов, которые утверждают, что «умирают от наркотиков лишь дураки», а они умные, и ни в коем случае не погибнут. Зацеперы, руферы – это люди, которые как правило не получают должного признания в семье, учебе, в коллективе сверстников и в результате уходят на сторону саморазрушения.

Психологические и социальные причины зацепинга в молодежной среде:

Особенности возрастного развития:

        склонность к рискованному поведению;

        потребности в автономии, свободе, аффилиации, значимости;

        потребность изменения своего статуса в системе социальных оценок, определение своего места в социальной иерархии;

        дисгармоничность личности;

        изменение установившихся интересов;

        протестующий характер поведения по отношению к взрослым и к обществу подростков.

Социальная среда:

        семья (бесконтрольность или отсутствие внимание со стороны родителей);

        социальное окружение;

        неорганизованность досуга, свободного времени.

Опасное увлечение ежегодно приводит к гибели на железных дорогах страны десятков несовершеннолетних. Ежедневно в Центральной России на железной дороге гибнет три-четыре человека, ещё два-три получают травмы, основном – тяжёлые. И практически каждую неделю гибнет несовершеннолетний. Наиболее частыми причинами несчастных случаев являются:

·       потеря равновесия и падение с поезда во время движения. Как правило, это происходит в результате проезда в нетрезвом состоянии или плохом самочувствии с последующим отпусканием рук, пренебрежения правилом трех опор при проезде и перемещении по поезду, проезда в неудобном и неустойчивом положении, использования ненадёжных конструкций в качестве точки опоры или для держания, проделывания трюков во время движения, проезда на поезде при отсутствии позволяющих держаться руками конструкций, обрыва конструкций поезда из-за подпила, ржавчины или усталости металла, а также соскальзывания.

·       поезда в результате обледенения поручней и корпуса вагона или от резкого рывка вагона или сильного ветра при нахождении трейнсёрфера на скользкой неровной поверхности и отсутствии возможности закрепления и удержания на вагоне;

·       поражение электрическим током при проезде на электрифицированных линиях или при попытке запрыгнуть на крышу поезда с моста в результате прикосновения        или слишком          близкого    приближения      к        контактной          сети, токоприемнику, тормозным резистором и токоведущим высоковольтным шинам на крыше электроподвижного состава, а также получение тепловых ожогов при прикосновении к нагретым тормозным резисторам;

·       столкновение с препятствиями по ходу движения (например, платформами, светофорными столбами, мостами, порталами тоннелей) при проезде за габаритом подвижного состава сбоку или на крыше;

·       падение на рельсовый путь под колёса в результате неудачного запрыгивания или схода на ходу на боковую подножку, спереди или между вагонами. Например, несчастные случаи такого рода нередко происходят при запрыгивании на ходу на подножки товарных вагонов. Падение и травмирование тела в результате запрыгивания на поезд или спрыгивания с поезда на большой скорости на ходу.

Таким     образом,    самое         опасное      развлечение        на      железной   дороге – это зацепинг!

Пути профилактики экстремального поведения несовершеннолетних.

Одним из условий повышения эффективности профилактической работы является деятельность, в задачи которой входит формирование позитивных индивидуальных интересов личности подростка и позитивное эмоциональное развитие с учетом его потребностей:

o           во взрослом                   человеке, но не в каждом взрослом (построение в профилактическом пространстве особых отношений с подростком – отношений созидающего взаимодействия)

o   в героях (подросток будет искать кумира для подражания и этим кумиром, чаще всего становится тот, кому не жалко ярких красок, сильных эмоций и громких дел);

o   в коллективе сверстников как естественной среде нормального развития;

o   в сотрудничестве с другими людьми;

o   в защите прав на яркие и сильные эмоции, на приключения, на романтику,

o   на увлечения и интересы;

o   в равных семейных отношениях.

В профилактике экстремального поведения несовершеннолетних должны принимать участие, как педагоги, так и родители подростков. Предотвратить развитие экстремального поведения в подростковой среде возможно с помощью превентивных мер воздействия, формируя правовое сознание несовершеннолетних.

Родителям необходимо: вести беседы со своими детьми о реальных опасностях и последствиях экстремальных увлечений в целом и зацепинге в частности;

      обучать детей правилам безопасности на железной дороге;

      предлагать своим детям «здоровую альтернативу»: включать их в спортивные, общественные мероприятия и т.д.;

      обеспечивать организацию досуга своих детей, в котором будет делаться акцент на интерактивные занятия и игротренинги.

По отношению к подростку использование только запрещающих мер воздействия бесполезно! Так как специфика возраста приведет к внутреннему протесту и возрастанию еще большего интереса к экстремальным формам поведения.

Комментариев нет:

Отправить комментарий