Буллинг
– это запугивание, унижение, травля,
физический или психологический террор, направленный на то, чтобы вызвать у
другого страх и тем самым подчинить его себе.
Буллинг
начинает всегда кто-то один, а затем к нему присоединяются другие. Если жертва
не сопротивляется, и учитель не пытается остановить травлю, никто не вступается
за страдающего ребенка. Ребенок-жертва испытывает чувство безысходности,
одиночество, боль, а в классе возможное на первых порах сочувствие к нему
меняется на равнодушие и раздражение.
Объектом
буллинга могут быть даже сильные школьники, если на них давит группа
одноклассников или других детей. Часто жертвы сами неосознанно провоцируют
нападающих. Например, их неопрятный внешний вид, повышенная чувствительность и
ранимость, явно выражаемое внимание учителя как к своему любимчику, разительное
отличие в чем-то от одноклассников. Однако в школах, где заботятся о воспитании
человеческого достоинства, буллинг встречается редко.
Субъекты
буллинга – это учащиеся, которых называют буллерами. Именно они выступают
носителями длительных агрессий, направленных на других учащихся. Буллерами
становятся учащиеся, у которых нет уважения к родителям или взрослым. Им часто
не хватает внимания и понимания. Они выплескивают тоску по родительской любви,
которой у них нет. Своими действиями они пытаются привлечь к себе внимание. Как
правило, большинство буллеров имеют нарциссические черты характера, не имеют
чувства собственного достоинства и самоутверждаются за чужой счет.
Предрасположенность стать буллером – это проявление эгоизма, агрессии,
расстройства психики
Профилактика
буллинга может помочь снизить масштабы данного негативного явления, сократить
количество вовлеченных в него «агрессоров» и «жертв».
Признаки
буллинга
Три
существенных признака буллинга: неравенство сил, повторяемость, неадекватно
высокая чувствительность жертвы. Буллинг включает четыре компонента:
агрессивное и негативное поведение, которое осуществляется регулярно,
происходит в отношениях, участники которых обладают неодинаковой властью и
является умышленным.
Основные
формы буллинга
1)
Физический школьный буллинг (умышленные толчки, удары, пинки, побои, иные
телесные повреждения; действия сексуального характера (сексуальный буллинг)).
2)
Психологический школьный буллинг (насилие, связанное с действием на психику,
наносящее психологическую травму путем словесных оскорблений или угроз,
преследование, запугивание, которыми умышленно причиняется эмоциональная
неуверенность).
Разновидности
психологического буллинга:
–
вербальный буллинг (где орудием является обидное имя, с которым постоянно
обращаются к жертве, обзывания, дразнение, распространение обидных слухов и
т.д.);
–
обидные жесты или действия (например, плевки в жертву либо в ее направлении);
–
запугивание (использование агрессивного языка тела и интонаций голоса для того,
чтобы заставить жертву совершать или не совершать что-либо);
–
изоляция (жертва умышленно изолируется, или игнорируется частью учащихся или
классом);
–
вымогательство (денег, еды, иных вещей, принуждение что-либо украсть);
–
повреждение и иные действия с имуществом (воровство, грабеж, прятанье личных
вещей жертвы);
3)
Кибербуллинг (жертва получает оскорбления на свой электронный адрес, унижения с
помощью мобильных телефонов или через другие электронные устройства (пересылка
неоднозначных изображений и фотографий, обзывание, распространение слухов и
др.).
Кибербуллинг
– это виртуальный буллинг, который отличается анонимностью, возможностью
фальсификации, наличием огромной аудитории, возможностью достать жертву в любом
месте и в любое время. Для кибербуллинга не нужны крепкие мышцы или высокий
рост, необходимы лишь технические средства, время и желание кого-то
терроризировать.
Особенности
участников буллинга
В
ситуации травли всегда есть зачинщики, жертвы, преследователи.
Последние
– это дети, которые под руководством зачинщиков осуществляют травлю жертвы.
Могут быть и нейтральные наблюдатели, которые не отличаются от преследователей,
так как своим молчанием не препятствуют травле. Иногда среди одноклассников
находятся защитники жертвы. Подчас появление защитника способно в корне
изменить ситуацию, особенно если защитников несколько или с их мнением в классе
считаются. Однако довольно часто защитник жертвы сам становится изгоем.
Причины
превращения в преследователей:
–
стадное чувство (все пошли, и я пошел, все толкали, и я толкнул)
–
надежда заслужить расположение лидера в классе;
–
участие в травле от скуки, ради развлечения;
–
страх оказаться в таком же положении или боязнь пойти против большинства;
–
самоутверждение, реванш за свои неудачи в чем-то другом (дети, которых
третируют во дворе, обижают старшие, жестоко наказывают родители, они неуспешны
в учебе и не вызывают особых симпатий у одноклассников).
Характеристики
потенциальных преследователей:
–
несамостоятельность, подверженность влиянию окружающих, безынициативность;
–
конформизм, стремление следовать правилам в группе;
–
неспособность признавать свою ответственность за происходящее, перекладывание
вины на других;
–
подверженность жесткому контролю со стороны старших, прежде всего, родителей,
как правило, очень требовательных, склонных применять физические наказания;
–
эгоцентричность и непрогнозирование последствий своего поведения (Я и не
подумал об этом);
–
неуверенность в себе, «дружба» с лидером в классе, трусливость и озлобленность;
–
групповая жестокость (закон толпы).
Зачинщики.
Это инициаторы школьного буллинга: обычно один-два человека в классе,
инициирующие травлю часто из-за того, что им по каким-то причинам не понравился
кто-то из одноклассников, которого они начинают дразнить, задирать, осмеивать,
демонстративно избегать, не принимать в игры. Процесс отвержения начинается
очень рано: уже во второй или третьей четверти в первом классе становится ясно,
кто стал изгоем, а кто является инициатором его травли.
Наблюдатели.
Это основная масса детей в ситуации школьного буллинга, которые нуждаются в
серьезной помощи, так как испытывают чувство, характерное для травматиков –
беспомощность перед лицом насилия, чувство вины, что не вступились или не
присоединились к буллингу, что делает их циничными и безжалостными по отношению
к жертвам.
Жертвы. Жертвами буллинга, как правило, но не всегда, становятся дети чувствительные, не способные постоять за себя, лишенные настойчивости, не умеющие демонстрировать уверенность и отстаивать ее, не способные спрятать свою незащищенность и провоцирующие повторение инцидента со стороны зачинщика. Самая вероятная жертва – учащийся, который старается сделать вид, что его не задевает оскорбление или жестокая шутка, но лицо выдает его: краснеет или становится очень напряженным, на глазах могут появиться слезы.
Рекомендации по психопрофилактике и коррекции буллинга.
Проявлять
интерес к делам ребенка, но делать это ненавязчиво. Если он ничего сам не
рассказывает, следует понаблюдать за ним, как себя ведет ребенок в классе,
после уроков или на перемене, на праздниках: проявляет ли инициативу в общении,
с кем общается, кто общается с ним и т.д. Можно обратиться за помощью к
школьному психологу, ему легче осуществлять наблюдение за детьми.
Симптомы,
свидетельствующие о том, что в классе ребенка отвергают
Ребенок
неохотно идет в школу и очень рад любой возможности не ходить туда;
возвращается из школы подавленным; часто плачет без очевидной причины; никогда
не упоминает никого из одноклассников; очень мало говорит о своей школьной
жизни; не знает, кому можно позвонить, чтобы узнать уроки, или вообще
отказывается звонить кому-либо; ни с того ни с сего (как кажется) отказывается
идти в школу; одинок: его никто не приглашает в гости, на дни рождения, и он
никого не хочет позвать к себе.
Как
повысить авторитет ребенка в кругу одноклассников:
–
убедить не бояться одноклассников, у которых тоже есть проблемы;
–
наладить контакты с учителями и одноклассниками;
–
участвовать в классных мероприятиях;
–
приглашать одноклассников ребенка, а особенно тех, кому он симпатизирует, как
можно чаще к себе в гости;
–
повышать самооценку ребенка;
– при
завышенной самооценке ребенка объяснять ему, что это не надо показывать
окружающим, что у любого человека есть и недостатки и
достоинства;
и если он преуспевает в математике, к примеру, то необязательно его
преуспевание в физкультуре или в чем-то другом;
–
помочь ребенку стать членом классного коллектива, а не просто ходить учиться;
– если
ребенок жертва, то не смиряться с участью жертвы, а восставать против этого,
привлекая на свою сторону своих друзей;
– не
показывать свой страх и слабость перед буллером, и вместо слез и просьб о
помиловании, набрасываться на своих преследователей, хотя бы неожиданными
вопросами, или же озадачить их своим знанием чем-то нехорошим о них;
– не
настраивать ребенка против школьных мероприятий, даже если они кажутся
ненужными;
– не
пытаться выделять своего ребенка среди одноклассников «элитностью» одежды и
особой гламурностью;
–
учить выполнять общие требования для всех детей в классе, вплоть до формы
одежды на уроках физкультуры;
– не
выбрасывать свой негатив в киберпространство, посоветоваться со взрослыми,
прежде чем отвечать на агрессивные сообщения;
–
создавать собственную онлайн-репутацию, не покупаться на иллюзию анонимности;
–
хранить подтверждения фактов нападений;
–
немедленно обращаться к родителям и учителям за советом при травле в киберпространстве,
а старшим детям сохранять или распечатывать страницу самостоятельно, чтобы
посоветоваться со взрослыми в удобное время;
–
игнорировать единичный негатив: «Лучший способ борьбы с неадекватами – игнор».
П.П. Кучегашева, директор научно-методического центра психолого-педагогического сопровождения ГАУ ДПО «ВГАПО»
По материалам журнала "Учебный год
Комментариев нет:
Отправить комментарий