Задание по русскому языку
1 Прочитать правило на стр. 182 – 183, выполнить
упр. 222.
2 Прочитать правило на стр. 186, выполнить упр.
228.
3 Прочитать параграф 36, выполнить упр. 238
Подготовиться к фонетическому диктанту (слова
записаны в тетради)
1 Выучить наизусть 2 стихотворения А.Некрасова (1-
о Родине, 2 – о любви), одно из них проанализировать устно.
2.
Учить наизусть стихотворения Ф. Тютчева «Она
сидела на полу…», « День и ночь» (одно из них на выбор проанализировать)
3.
Учить наизусть стихотворения А.Фета 2 на выбор
Используйте План
анализа поэтического текста
(восприятие,
истолкование, оценка)
Скажем сразу, что план этот - примерный,
возможный, скорее памятка, ориентир, но ни в коем случае не догма.
Стихотворение - "живое", "пульсирующее смыслами"
произведение искусства, поэтому "разъять" его на части - вовсе не
значит постичь его тайну. Анализировать (интерпретировать, комментировать)
поэтическое произведение рекомендуется исходя из того, что в большей мере, на
ваш взгляд, акцентировано в стихотворении (например, средства художественной
выразительности или фонетика, поэтический сюжет или композиция). Итак…
Восприятие:
Какое впечатление произвело на вас
стихотворение? Чем привлекло среди других произведений поэта, его современников,
авторов, обращавшихся к этой теме? Какие картины возникают в вашем воображении,
когда вы читаете стихотворение? Как лучше его читать - вслух или "про
себя"? Почему? Каким настроением проникнуто произведение? Меняется ли оно?
Почему?
Истолкование:
Тема
стихотворения (ситуация, воплощенная в произведении, которая иногда может быть
обозначена уже в названии: "Весенняя гроза", "К морю",
"Незнакомка"; иногда название представляет собой метафору или имеет
символическое значение - "Парус", "Пророк"; тогда тема
оказывается шире заглавия, ее требуется "расшифровать"). К
темам (в широком смысле) лирических стихотворений можно отнести
следующие: любовь, дружба, природа, жизнь и смерть, поэзия и ее роль в жизни
человека, судьба поколения, родина, народ, лирический герой и толпа, а
также более локальные темы (такую микротему можно назвать поэтическим сюжетом):
прошлое,
будущее, странствие, разлука, встреча, прощание, воспоминание, свидание,
конфликт и т. д. По тематическим признакам стихотворение можно отнести к
любовной, пейзажной, дружеской, философской и т. д. лирике. Но иногда в
рамках одного произведения присутствуют черты различных типов ("Что ты
клонишь над водами…" Ф.И. Тютчева относится одновременно и к пейзажной, и
к философской лирике).
Жанр стихотворения: элегия, ода, стансы, лирическое стихотворение,
фрагмент, послание, сонет и другие. Определения этих жанров следует прочесть в
"Словаре литературоведческих терминов" (любое издание). Выбор жанра
связан со сложившимися литературными традициями, эпохой создания произведения,
как правило, жанр связан с литературным направлением (в рамках школьной
программы изучаются классицизм, сентиментализм, романтизм, реализм, символизм,
акмеизм, футуризм). Типологические черты направления могут выражаться в
традиционной для этого направления форме (жанре): классицистическая ода,
сентименталистская элегия, романтическая элегия и т. д. В ситуации, когда поэт
выбирает достаточно нетрадиционный для своей эпохи и направления жанр или
наполняет традиционный новым, необычным содержанием, следует осмыслить это
обстоятельство в процессе размышления над стихотворением.
Композиция. Построение стихотворения связано с логикой развития
"поэтической мысли" от начала к финалу, делением на строфы или
отсутствием такового, взаимоотношением и связью смысловых частей произведения,
если они выделяются в тексте.
Средства художественной выразительности (тропы - метафоры, сравнения, гиперболы, эпитеты,
ирония и т. д. и фигуры - обороты речи, синтаксические построения,
используемые, как и тропы, для усиления выразительности изображаемого; к
фигурам относятся инверсия, анафора, повтор и др.). Важно не столько найти троп
или фигуру в тексте, сколько определить их роль в создании того или иного
образа, воплощении темы или идеи стихотворения. Здесь мы пытаемся ответить на
вопрос, как создан образ.
Звукопись
(аллитерация и ассонанс) как средства, придающие стихотворению особую звуковую
и интонационную выразительность, когда сами звуки "работают" на
создание образа, например: "Как бушует,
что ни шаг // Под ногами лист
древесный" (Б.Пастернак).
Ритм, размер, рифма - формальные средства построения стихотворения,
направленные на раскрытие авторского замысла. Использование этих средств
обусловлено характером поэтической речи: делением на строки (стих - одна строка
поэтического текста), ритмически упорядоченной организацией текста - ритмом,
способом организации стиха - размером. Размер стихотворения не бывает случайным
в силу своего смыслового наполнения. Ямб - сильный, энергичный размер, хорей
всегда звучит плавно, мягко, дактиль создает однообразный мерный ритм, амфибрахий
близок к интонациям разговорной речи, анапест - очень гибкий размер, способный
передавать различные интонации и настроения. (если сможете)
Лексика, отбор которой связан с жанром, темой, идеей
стихотворения, тоже может стать предметом размышлений. Во-первых, в тексте
произведения не должно остаться ни одного непонятого слова, особенно если речь
идет об архаизмах, историзмах или просто незнакомых вам словах. Во-вторых,
помните: то или иное слово, значение которого вам кажется
"прозрачным" в языке, может приобретать в контексте стихотворения
новое, не свойственное ему значение.
Оценка:
Как
раскрылся лирический герой в этом стихотворении? Что можете сказать о его
внутреннем мире, чувствах, переживаниях, его отношении к жизни (миру, природе,
искусству, любви и т. д. в зависимости от темы стихотворения)? Что открыло
стихотворение вам, как изменило ваши представления о мире? Станет ли для вас
автор этого стихотворения узнаваемым и близким?
Учитель русского языка и литературы Будкова Н.И.
Комментариев нет:
Отправить комментарий