пятница, 3 февраля 2012 г.

Задание по литературе для социально-гуманитарного 11 "А" класса


Задание по литературе:

    Учить 2  стихотворения  С.Есенина, если ещё не сдали; выполнить письменный анализ одного из стихотворений Есенина ( если ещё не выполнили); выучить 2 стихотворения В.Маяковского «Послушайте!»:

Послушайте!
 Ведь, если звезды зажигают -
 значит - это кому-нибудь нужно?
 Значит - кто-то хочет, чтобы они были?
 Значит - кто-то называет эти плевочки
                                            жемчужиной?
 И, надрываясь
 в метелях полуденной пыли,
 врывается к богу,
 боится, что опоздал,
 плачет,
 целует ему жилистую руку,
 просит -
 чтоб обязательно была звезда! -
 клянется -
 не перенесет эту беззвездную муку!
 А после
 ходит тревожный,
 но спокойный наружно.
 Говорит кому-то:
 "Ведь теперь тебе ничего?
 Не страшно?
 Да?!"
 Послушайте!
 Ведь, если звезды
 зажигают -
 значит - это кому-нибудь нужно?
 Значит - это необходимо,
 чтобы каждый вечер
 над крышами
 загоралась хоть одна звезда?!
           

 отрывок из поэмы «Во весь голос»: ( +проанализировать  устно на дополнительную оценку)

Слушайте,
          товарищи потомки,
агитатора,
           горлана-главаря.
Заглуша
        поэзии потоки,
я шагну
        через лирические томики,
как живой
          с живыми говоря.
Я к вам приду
              в коммунистическое далекО
не так,
        как песенно-есененный провитязь.
Мой стих дойдёт
                через хребты веков
и через головы
               поэтов и правительств.
Мой стих дойдёт,
                 но он дойдёт не так, -
не как стрела
              в амурно-лировой охоте,
не как доходит
               к нумизмату стёршийся пятак
и не как свет умерших звёзд доходит.
Мой стих
         трудом
                громаду лет прорвёт
и явится
         весомо,
                 грубо,
                        зримо,
как в наши дни
               вошёл водопровод,
сработанный
            ещё рабами Рима.
……………………………………………..
Мне
    и рубля
            не накопили строчки,
краснодеревщики
                не слали мебель нА дом.
И кроме
        свежевымытой сорочки,
скажу по совести,
                  мне ничего не надо.
Явившись
         в Це Ка Ка
                    идущих
                           светлых лет,
над бандой
           поэтических
                       рвачей и выжиг
я подыму,
          как большевистский партбилет,
все сто томов
              моих
                   партийных книжек.

Используйте  План анализа поэтического текста
(восприятие, истолкование, оценка)

      Скажем сразу, что план этот - примерный, возможный, скорее памятка, ориентир, но ни в коем случае не догма. Стихотворение - "живое", "пульсирующее смыслами" произведение искусства, поэтому "разъять" его на части - вовсе не значит постичь его тайну. Анализировать (интерпретировать, комментировать) поэтическое произведение рекомендуется исходя из того, что в большей мере, на ваш взгляд, акцентировано в стихотворении (например, средства художественной выразительности или фонетика, поэтический сюжет или композиция). Итак…
Восприятие:
 Какое впечатление произвело на вас стихотворение? Чем привлекло среди других произведений поэта, его современников, авторов, обращавшихся к этой теме? Какие картины возникают в вашем воображении, когда вы читаете стихотворение? Как лучше его читать - вслух или "про себя"? Почему? Каким настроением проникнуто произведение? Меняется ли оно? Почему?
Истолкование:
Тема стихотворения (ситуация, воплощенная в произведении, которая иногда может быть обозначена уже в названии: "Весенняя гроза", "К морю", "Незнакомка"; иногда название представляет собой метафору или имеет символическое значение - "Парус", "Пророк"; тогда тема оказывается шире заглавия, ее требуется "расшифровать"). К темам (в широком смысле) лирических стихотворений можно отнести следующие: любовь, дружба, природа, жизнь и смерть, поэзия и ее роль в жизни человека, судьба поколения, родина, народ, лирический герой и толпа, а также более локальные темы (такую микротему можно назвать поэтическим сюжетом): прошлое, будущее, странствие, разлука, встреча, прощание, воспоминание, свидание, конфликт и т. д. По тематическим признакам стихотворение можно отнести к любовной, пейзажной, дружеской, философской и т. д. лирике. Но иногда в рамках одного произведения присутствуют черты различных типов ("Что ты клонишь над водами…" Ф.И. Тютчева относится одновременно и к пейзажной, и к философской лирике).

Жанр стихотворения: элегия, ода, стансы, лирическое стихотворение, фрагмент, послание, сонет и другие. Определения этих жанров следует прочесть в "Словаре литературоведческих терминов" (любое издание). Выбор жанра связан со сложившимися литературными традициями, эпохой создания произведения, как правило, жанр связан с литературным направлением (в рамках школьной программы изучаются классицизм, сентиментализм, романтизм, реализм, символизм, акмеизм, футуризм). Типологические черты направления могут выражаться в традиционной для этого направления форме (жанре): классицистическая ода, сентименталистская элегия, романтическая элегия и т. д. В ситуации, когда поэт выбирает достаточно нетрадиционный для своей эпохи и направления жанр или наполняет традиционный новым, необычным содержанием, следует осмыслить это обстоятельство в процессе размышления над стихотворением.

Композиция. Построение стихотворения связано с логикой развития "поэтической мысли" от начала к финалу, делением на строфы или отсутствием такового, взаимоотношением и связью смысловых частей произведения, если они выделяются в тексте.

Средства художественной выразительности (тропы - метафоры, сравнения, гиперболы, эпитеты, ирония и т. д. и фигуры - обороты речи, синтаксические построения, используемые, как и тропы, для усиления выразительности изображаемого; к фигурам относятся инверсия, анафора, повтор и др.). Важно не столько найти троп или фигуру в тексте, сколько определить их роль в создании того или иного образа, воплощении темы или идеи стихотворения. Здесь мы пытаемся ответить на вопрос, как создан образ.

Звукопись (аллитерация и ассонанс) как средства, придающие стихотворению особую звуковую и интонационную выразительность, когда сами звуки "работают" на создание образа, например: "Как бушует, что ни шаг // Под ногами лист древесный" (Б.Пастернак).

Ритм, размер, рифма - формальные средства построения стихотворения, направленные на раскрытие авторского замысла. Использование этих средств обусловлено характером поэтической речи: делением на строки (стих - одна строка поэтического текста), ритмически упорядоченной организацией текста - ритмом, способом организации стиха - размером. Размер стихотворения не бывает случайным в силу своего смыслового наполнения. Ямб - сильный, энергичный размер, хорей всегда звучит плавно, мягко, дактиль создает однообразный мерный ритм, амфибрахий близок к интонациям разговорной речи, анапест - очень гибкий размер, способный передавать различные интонации и настроения. (если сможете)

Лексика, отбор которой связан с жанром, темой, идеей стихотворения, тоже может стать предметом размышлений. Во-первых, в тексте произведения не должно остаться ни одного непонятого слова, особенно если речь идет об архаизмах, историзмах или просто незнакомых вам словах. Во-вторых, помните: то или иное слово, значение которого вам кажется "прозрачным" в языке, может приобретать в контексте стихотворения новое, не свойственное ему значение.
Оценка:
Как раскрылся лирический герой в этом стихотворении? Что можете сказать о его внутреннем мире, чувствах, переживаниях, его отношении к жизни (миру, природе, искусству, любви и т. д. в зависимости от темы стихотворения)? Что открыло стихотворение вам, как изменило ваши представления о мире? Станет ли для вас автор этого стихотворения узнаваемым и близким?





1 комментарий: