Задание
по литературе:
1 Учить 2 стихотворения С.Есенина, если ещё не сдали; выполнить
письменный анализ одного из стихотворений Есенина ( если ещё не выполнили); выучить
2 стихотворения В.Маяковского «Послушайте!»:
Послушайте!
Ведь, если звезды зажигают -
значит - это кому-нибудь нужно?
Значит - кто-то хочет, чтобы они
были?
Значит - кто-то называет эти
плевочки
жемчужиной?
И, надрываясь
в метелях полуденной пыли,
врывается к богу,
боится, что опоздал,
плачет,
целует ему жилистую руку,
просит -
чтоб обязательно была звезда! -
клянется -
не перенесет эту беззвездную муку!
А после
ходит тревожный,
но спокойный наружно.
Говорит кому-то:
"Ведь теперь тебе ничего?
Не страшно?
Да?!"
Послушайте!
Ведь, если звезды
зажигают -
значит - это кому-нибудь нужно?
Значит - это необходимо,
чтобы каждый вечер
над крышами
загоралась хоть одна звезда?!
отрывок
из поэмы «Во весь голос»: ( +проанализировать
устно на дополнительную оценку)
Слушайте,
товарищи потомки,
агитатора,
горлана-главаря.
Заглуша
поэзии потоки,
я шагну
через лирические томики,
как живой
с живыми говоря.
Я к вам приду
в коммунистическое
далекО
не так,
как песенно-есененный
провитязь.
Мой стих дойдёт
через хребты веков
и через головы
поэтов и
правительств.
Мой стих дойдёт,
но он дойдёт не
так, -
не как стрела
в амурно-лировой
охоте,
не как доходит
к нумизмату
стёршийся пятак
и не как свет умерших звёзд доходит.
Мой стих
трудом
громаду лет прорвёт
и явится
весомо,
грубо,
зримо,
как в наши дни
вошёл водопровод,
сработанный
ещё рабами Рима.
……………………………………………..
Мне
и рубля
не накопили строчки,
краснодеревщики
не слали мебель нА
дом.
И кроме
свежевымытой сорочки,
скажу по совести,
мне ничего не
надо.
Явившись
в Це Ка Ка
идущих
светлых
лет,
над бандой
поэтических
рвачей и
выжиг
я подыму,
как большевистский
партбилет,
все сто томов
моих
партийных
книжек.
Используйте План анализа поэтического текста
(восприятие,
истолкование, оценка)
Скажем сразу, что план этот - примерный,
возможный, скорее памятка, ориентир, но ни в коем случае не догма.
Стихотворение - "живое", "пульсирующее смыслами"
произведение искусства, поэтому "разъять" его на части - вовсе не
значит постичь его тайну. Анализировать (интерпретировать, комментировать)
поэтическое произведение рекомендуется исходя из того, что в большей мере, на
ваш взгляд, акцентировано в стихотворении (например, средства художественной
выразительности или фонетика, поэтический сюжет или композиция). Итак…
Восприятие:
Какое впечатление произвело на вас
стихотворение? Чем привлекло среди других произведений поэта, его
современников, авторов, обращавшихся к этой теме? Какие картины возникают в
вашем воображении, когда вы читаете стихотворение? Как лучше его читать - вслух
или "про себя"? Почему? Каким настроением проникнуто произведение?
Меняется ли оно? Почему?
Истолкование:
Тема
стихотворения (ситуация, воплощенная в произведении, которая иногда может быть
обозначена уже в названии: "Весенняя гроза", "К морю",
"Незнакомка"; иногда название представляет собой метафору или имеет
символическое значение - "Парус", "Пророк"; тогда тема
оказывается шире заглавия, ее требуется "расшифровать"). К
темам (в широком смысле) лирических стихотворений можно отнести
следующие: любовь, дружба, природа, жизнь и смерть, поэзия и ее роль в жизни
человека, судьба поколения, родина, народ, лирический герой и толпа, а
также более локальные темы (такую микротему можно назвать поэтическим сюжетом):
прошлое,
будущее, странствие, разлука, встреча, прощание, воспоминание, свидание,
конфликт и т. д. По тематическим признакам стихотворение можно отнести к
любовной, пейзажной, дружеской, философской и т. д. лирике. Но иногда в
рамках одного произведения присутствуют черты различных типов ("Что ты
клонишь над водами…" Ф.И. Тютчева относится одновременно и к пейзажной, и
к философской лирике).
Жанр стихотворения: элегия, ода, стансы, лирическое стихотворение,
фрагмент, послание, сонет и другие. Определения этих жанров следует прочесть в
"Словаре литературоведческих терминов" (любое издание). Выбор жанра
связан со сложившимися литературными традициями, эпохой создания произведения,
как правило, жанр связан с литературным направлением (в рамках школьной
программы изучаются классицизм, сентиментализм, романтизм, реализм, символизм,
акмеизм, футуризм). Типологические черты направления могут выражаться в
традиционной для этого направления форме (жанре): классицистическая ода,
сентименталистская элегия, романтическая элегия и т. д. В ситуации, когда поэт
выбирает достаточно нетрадиционный для своей эпохи и направления жанр или
наполняет традиционный новым, необычным содержанием, следует осмыслить это
обстоятельство в процессе размышления над стихотворением.
Композиция. Построение стихотворения связано с логикой развития
"поэтической мысли" от начала к финалу, делением на строфы или
отсутствием такового, взаимоотношением и связью смысловых частей произведения,
если они выделяются в тексте.
Средства художественной выразительности (тропы - метафоры, сравнения, гиперболы, эпитеты,
ирония и т. д. и фигуры - обороты речи, синтаксические построения,
используемые, как и тропы, для усиления выразительности изображаемого; к
фигурам относятся инверсия, анафора, повтор и др.). Важно не столько найти троп
или фигуру в тексте, сколько определить их роль в создании того или иного
образа, воплощении темы или идеи стихотворения. Здесь мы пытаемся ответить на
вопрос, как создан образ.
Звукопись
(аллитерация и ассонанс) как средства, придающие стихотворению особую звуковую
и интонационную выразительность, когда сами звуки "работают" на
создание образа, например: "Как бушует,
что ни шаг // Под ногами лист
древесный" (Б.Пастернак).
Ритм, размер, рифма - формальные средства построения стихотворения,
направленные на раскрытие авторского замысла. Использование этих средств
обусловлено характером поэтической речи: делением на строки (стих - одна строка
поэтического текста), ритмически упорядоченной организацией текста - ритмом,
способом организации стиха - размером. Размер стихотворения не бывает случайным
в силу своего смыслового наполнения. Ямб - сильный, энергичный размер, хорей
всегда звучит плавно, мягко, дактиль создает однообразный мерный ритм, амфибрахий
близок к интонациям разговорной речи, анапест - очень гибкий размер, способный
передавать различные интонации и настроения. (если сможете)
Лексика, отбор которой связан с жанром, темой, идеей
стихотворения, тоже может стать предметом размышлений. Во-первых, в тексте
произведения не должно остаться ни одного непонятого слова, особенно если речь
идет об архаизмах, историзмах или просто незнакомых вам словах. Во-вторых,
помните: то или иное слово, значение которого вам кажется
"прозрачным" в языке, может приобретать в контексте стихотворения
новое, не свойственное ему значение.
Оценка:
Как
раскрылся лирический герой в этом стихотворении? Что можете сказать о его
внутреннем мире, чувствах, переживаниях, его отношении к жизни (миру, природе,
искусству, любви и т. д. в зависимости от темы стихотворения)? Что открыло
стихотворение вам, как изменило ваши представления о мире? Станет ли для вас
автор этого стихотворения узнаваемым и близким?
очень забавный план..............
ОтветитьУдалить