Задание по русскому языку
Прочитайте текст и
выполните задания А28—А30; В1—В8; С1.
(1)Сейчас, где бы я ни
жил, у меня нет и в помине той жаркой радостной тяги в город, которая была в
юности. (2)Наоборот, я всё чаще и чаще чувствую, что мне не хватает дедушкиного
дома.
(З)Может быть, потому,
что дедушкиного дома уже нет — старые умерли, а молодые переехали в город или
поближе к нему. (4)А когда он был, всё не хватало времени бывать там чаще, я
его всё оставлял про запас. (5)И вот теперь там никого нет, и мне кажется, что
я ограблен, что какой-то мой главный корень обрублен.
(6)Даже если я там бывал
редко, самой своей жизнью, своим очажным дымом, доброй тенью своих деревьев он
помогал мне издали, делал меня смелей и уверенней в себе. (7)Я был почти неуязвим,
потому что часть моей жизни, моё начало шумело и жило в горах. (8) Когда
человек ощущает своё начало и своё продолжение, он щедрей и правильней
располагает своей жизнью и его трудней ограбить, потому что он не все свои
богатства держит при себе.
(9)Мне не хватает
дедушкиного дома с его большим зелёным двором, со старой яблоней (обнимая её
ствол, лезла к вершине могучая виноградная лоза), с зелёным шатром грецкого
ореха.
(10)Сколько недозрелых
яблок посбивали мы с нашей старой яблони, сколько недозрелых орехов, покрытых
толстой зеленой кожурой с еще нежной скорлупой, с ещё не загустевшим ядрышком
внутри!
(11)Мне не хватает
просторной кухни в дедушкином доме с её земляным полом, с большим жарким
очагом, с длинной тяжёлой скамьей, стоящей у очага. (12)На ней мы сидели по
вечерам и слушали бесконечные охотничьи истории или рассказы о разрытых кладах
в старых крепостях.
(13)Мне не хватает
вечерней переклички женщин с холма на холм, или с котловины в гору, или с горы
в ложбину.
(14)Как одинок, как чист
женский голос в холодеющем вечернем воздухе!
(15)Я всё чаще и чаще
чувствую, как мне не хватает дедушкиного дома.
(По Ф. Искандеру)
А28. В какой фразе
раскрывается основная мысль текста?
1) 1 2) 5 3) 7 4) 8
А29. Какой(-ие) тип(-ы)
речи представлен(-ы) в предложениях 6—9?
1) рассуждение и описание
2) повествование и рассуждение
3) повествование
4) все типы речи
АЗ0. Какое из данных слов
и сочетаний в тексте употреблено в прямом значении?
1) ограблен (в предложении 5)
2) очажный дым (в предложении 6)
3) шумело (в предложении 7).
4) богатства (в
предложении 8)
ЧАСТЬ 2
При выполнении
заданий этой части запишите ваш ответ в
бланке ответов № 1 справа от номера задания ( В 1 – В8), начиная с
первой клеточки. Каждую букву или цифру пишите в отдельной клеточке в соответствии с
приведенными образцами. Каждую запятую
ставьте в отдельную клеточку. При записи ответов пробелы не используются
Ответы к заданиям
В1—ВЗ запишите словами.
В1 Из предложения 12 выпишите слово,
образованное бессуффиксным способом (с помощью нулевого суффикса).
В2. Из предложений 9-11 выпишите страдательное
причастие.
В3. Укажите тип связи в подчинительном
словосочетании ТОЙ ТЯГИ (предложение 1).
Ответы к заданиям
В4—В8 запишите цифрами.
В4. Среди предложений 10—15 найдите простые
односоставные безличные предложения. Напишите номера этих предложений.
В5. Среди предложений 1—6 найдите предложения с
вводными конструкциями. Напишите номера этих предложений.
В6. Среди предложений 1—5 найдите
сложноподчинённое предложение, в котором есть придаточное уступительное. Напишите
номер этого предложения
В7. Среди предложений 11—15 найдите такое,
которое соединяется с предыдущим при помощи личного местоимения. Напишите
номер этого предложения.
Прочитайте фрагмент
рецензии, составленной на основе текста, который вы анализировали, выполняя
задания А28—
А30, В1-В7.
В этом фрагменте
рассматриваются языковые особенности текста. Некоторые термины, использованные
в рецензии, пропущены. Вставьте на места пропусков цифры, соответствующие
номеру термина из списка. Если вы не знаете, какая цифра из списка должна
стоять на месте пропуска, пишите цифру 0.
Последовательность
цифр в том порядке, в котором они записаны вами в тексте рецензии на месте
пропусков, запишите в бланк ответов № 1 справа от номера задания В8, начиная с
первой клеточки.
В8. «Фазиль Искандер,
размышляя о своих стремлениях и сожалениях, обнаруживает, что в зрелые годы ему не хватает именно родных мест,
дедушкиного дома. Поэтому______появляется
в самом начале
(предложения 1—2), и далее весь текст выстроен
с помощью такого
тропа, как_____ (предложения 9, 11, 13).
____(«мой ... корень
обрублен» в предложении 5, «с ... шатром
грецкого ореха» в
предложении 9), свойственные художественному мышлению Ф. Искандера, и такое
синтаксическое средство
выразительности,
как_____(предложение 14), создают в тексте,
с одной стороны,
особое поэтическое настроение, а с другой — подчёркивают сожаления писателя об
ушедшем в прошлое родном доме».
Список терминов:
1) метафоры
2) эпитеты
3) инверсия
4) устаревшие слова
5) диалектизм
6) анафора
7) сравнение
8) противопоставление
9) риторическое восклицание
ЧАСТЬ 3
Для ответа к
заданию этой части используйте бланк ответов № 2. Запишите сначала номер
задания С1, а затем напишите сочинение.
С1. Напишите сочинение по прочитанному тексту.
Сформулируйте и прокомментируйте одну из проблем, поставленных
автором (рассказчиком) текста (избегайте чрезмерного цитирования).
Сформулируйте позицию автора (рассказчика). Напишите, согласны или не
согласны вы с точкой зрения автора (рассказчика) прочитанного текста.
Объясните почему. Свой ответ аргументируйте, опираясь на знания, жизненный или
читательский опыт (учитываются первые два аргумента).
Объём сочинения — не менее -150 слов.
Работа, написанная без
опоры на прочитанный текст (не по данному тексту), не оценивается.
Если сочинение представляет собой пересказанный или полностью
переписанный исходный текст без каких бы то ни было комментариев, то такая
работа оценивается нулём баллов.
Сочинение пишите аккуратно, разборчивым почерком!
Учитель Будкова Н.И.
Учитель Будкова Н.И.
Комментариев нет:
Отправить комментарий