пятница, 3 февраля 2012 г.

Задание по русскому языку для 11 "А" и 11 "Б" классов


Задание по русскому  языку
Прочитайте текст и выполните задания А28—А30; В1—В8; С1.
(1)Сейчас, где бы я ни жил, у меня нет и в помине той жаркой радостной тяги в город, которая была в юности. (2)Наоборот, я всё чаще и чаще чувствую, что мне не хватает дедушкиного дома.
(З)Может быть, потому, что дедушкиного дома уже нет — старые умерли, а молодые переехали в город или поближе к не­му. (4)А когда он был, всё не хватало времени бывать там чаще, я его всё оставлял про запас. (5)И вот теперь там никого нет, и мне кажется, что я ограблен, что какой-то мой главный корень обрублен.
(6)Даже если я там бывал редко, самой своей жизнью, своим очажным дымом, доброй тенью своих деревьев он помогал мне издали, делал меня смелей и уверенней в себе. (7)Я был почти неуязвим, потому что часть моей жизни, моё начало шумело и жило в горах. (8) Когда человек ощущает своё начало и своё продолжение, он щедрей и правильней располагает своей жиз­нью и его трудней ограбить, потому что он не все свои богатст­ва держит при себе.
(9)Мне не хватает дедушкиного дома с его большим зе­лёным двором, со старой яблоней (обнимая её ствол, лезла к вершине могучая виноградная лоза), с зелёным шатром грец­кого ореха.
(10)Сколько недозрелых яблок посбивали мы с нашей ста­рой яблони, сколько недозрелых орехов, покрытых толстой зе­леной кожурой с еще нежной скорлупой, с ещё не загустевшим ядрышком внутри!
(11)Мне не хватает просторной кухни в дедушкином доме с её земляным полом, с большим жарким очагом, с длинной тя­жёлой скамьей, стоящей у очага. (12)На ней мы сидели по вече­рам и слушали бесконечные охотничьи истории или рассказы о разрытых кладах в старых крепостях.
(13)Мне не хватает вечерней переклички женщин с холма на холм, или с котловины в гору, или с горы в ложбину.
(14)Как одинок, как чист женский голос в холодеющем ве­чернем воздухе!
(15)Я всё чаще и чаще чувствую, как мне не хватает дедуш­киного дома.
(По Ф. Искандеру)
А28. В какой фразе раскрывается основная мысль текста?
 1) 1               2) 5               3) 7                 4) 8
А29. Какой(-ие) тип(-ы) речи представлен(-ы) в предложе­ниях 6—9?
1)  рассуждение и описание
2)  повествование и рассуждение
3)  повествование
4)  все типы речи
АЗ0. Какое из данных слов и сочетаний в тексте употребле­но в прямом значении?
1)  ограблен (в предложении 5)
2)  очажный дым (в предложении 6)
3)  шумело (в предложении 7).
4) богатства (в предложении 8)
                                        ЧАСТЬ 2
При выполнении заданий этой части запишите ваш ответ в  бланке ответов № 1 справа от номера задания ( В 1 – В8), начиная с первой клеточки. Каждую букву или цифру пишите в  отдельной клеточке в соответствии с приведенными образцами.  Каждую запятую ставьте в отдельную клеточку. При записи ответов пробелы не используются
Ответы к заданиям В1—ВЗ запишите словами.
В1  Из предложения 12 выпишите слово, образованное бессуффиксным способом (с помощью нулевого суффикса).
В2.  Из предложений 9-11 выпишите страдательное причастие.
В3.  Укажите тип связи в подчинительном словосочетании ТОЙ ТЯГИ (предложение 1).                         
Ответы к заданиям В4—В8 запишите цифрами.

В4.  Среди предложений 10—15 найдите простые односостав­ные безличные предложения. Напишите номера этих предложе­ний.
В5.  Среди предложений 1—6 найдите предложения с ввод­ными конструкциями. Напишите номера этих предложений.
В6.  Среди предложений 1—5 найдите сложноподчинённое предложение, в котором есть придаточное уступительное. Напи­шите номер этого предложения
В7.  Среди предложений 11—15 найдите такое, которое со­единяется с предыдущим при помощи личного местоимения. Напишите номер этого предложения.
Прочитайте фрагмент рецензии, составленной на основе текста, который вы анализировали, выполняя задания А28—
А30, В1-В7.
В этом фрагменте рассматриваются языковые особенности текста. Некоторые термины, использованные в рецензии, пропу­щены. Вставьте на места пропусков цифры, соответствующие номеру термина из списка. Если вы не знаете, какая цифра из списка должна стоять на месте пропуска, пишите цифру 0.
Последовательность цифр в том порядке, в котором они записаны вами в тексте рецензии на месте пропусков, запишите в бланк ответов № 1 справа от номера задания В8, начиная с первой клеточки.
В8. «Фазиль Искандер, размышляя о своих стремлениях и со­жалениях, обнаруживает, что в зрелые годы ему не хватает имен­но родных мест, дедушкиного дома. Поэтому______появляется
в самом начале (предложения 1—2), и далее весь текст выстроен
с помощью такого тропа, как_____ (предложения 9, 11, 13).
____(«мой ... корень обрублен» в предложении 5, «с ... шатром
грецкого ореха» в предложении 9), свойственные художественно­му мышлению Ф. Искандера, и такое синтаксическое средство
выразительности, как_____(предложение 14), создают в тексте,
с одной стороны, особое поэтическое настроение, а с другой — подчёркивают сожаления писателя об ушедшем в прошлое родном доме».
Список терминов:
1)  метафоры
2)  эпитеты
3)  инверсия
4)  устаревшие слова
5)  диалектизм
6)  анафора
7)  сравнение
8)  противопоставление
9)  риторическое восклицание
ЧАСТЬ 3
Для ответа к заданию этой части используйте бланк отве­тов № 2. Запишите сначала номер задания С1, а затем напи­шите сочинение.
С1. Напишите сочинение по прочитанному тексту.
Сформулируйте и прокомментируйте одну из проблем, пос­тавленных автором (рассказчиком) текста (избегайте чрезмерно­го цитирования).
Сформулируйте позицию автора (рассказчика). Напишите, согласны или не согласны вы с точкой зрения автора (рассказ­чика) прочитанного текста. Объясните почему. Свой ответ аргу­ментируйте, опираясь на знания, жизненный или читательский опыт (учитываются первые два аргумента).
Объём сочинения — не менее -150 слов.
Работа, написанная без опоры на прочитанный текст (не по данному тексту), не оценивается.
Если сочинение представляет собой пересказанный или пол­ностью переписанный исходный текст без каких бы то ни было комментариев, то такая работа оценивается нулём баллов.
Сочинение пишите аккуратно, разборчивым почерком!


Учитель Будкова Н.И.


Комментариев нет:

Отправить комментарий