четверг, 23 октября 2014 г.

Итоговое сочинение 11-классники напишут 3 декабря

Уважаемые родители, одиннадцатиклассники! Предлагаем  вам ознакомиться с требованиями к итоговому сочинению, которое выпускники будут писать 3 декабря 2014года

  Тематические направления разработаны Советом по вопросам проведения
итогового сочинения в выпускных классах под председательством Н.Д.Солженицыной, президента Русского общественного фонда Александра Солженицына. 
Формулировки тем итогового сочинения определяются задачами его введения:
Ø  выявить уровень речевой культуры  выпускника
Ø   его начитанность,
Ø  личностную зрелость
Ø   умение рассуждать с опорой на литературный материал по избранной теме.
Таким образом, назначение итогового сочинения – прежде всего, проверка речевых компетенций и умения обращаться к литературному материалу,  умения выбрать наиболее соответствующее проблематике сочинения произведение (произведения) для раскрытия темы. 
    Ниже перечислены открытые тематические направления для итогового
сочинения, в соответствии с которыми Рособрнадзор разрабатывает закрытый
перечень тем сочинений 2014-2015 учебного года и проводит их комплектацию по
часовым поясам. Экзаменационный комплект будет включать 5 тем сочинений из
закрытого перечня (по одной теме от каждого общего тематического направления).
Краткий комментарий к тематическим направлениям:
Тематическое направление
Комментарий
Примерный перечень произведений для аргументации
1
«Недаром помнит вся
Россия…» (200-
летний юбилей М.Ю.
Лермонтова)
Темы сочинений, сформулированные на материале творчества М.Ю. Лермонтова, нацеливают на размышления о своеобразии творчества М.Ю. Лермонтова, особенностях проблематики его произведений, специфике художественной картины мира,характерных чертах лермонтовского героя и т.п.
Произведения М.Ю. Лермонтова: «Мцыри», «Герой нашего времени», «Демон», «Песня про купца Калашникова
Лирика: «Нет, я не Байрон, я другой...», «Тучи», «Нищий», «Из-под таинственной, холодной полумаски...», «Парус», «Смерть поэта», «Бородино», «Когда волнуется желтеющая нива...», «Пророк», «И скучно и грустно».

2
Вопросы, заданные
человечеству войной
Темы данного направления ориентируют
обучающихся на размышления о причинах войны, влиянии войны на судьбу человека и страны, о нравственном выборе человека на войне (с опорой на произведения отечественной и мировой литературы).

М. Шолохов «Донские рассказы». «Судьба человека».
Б. Васильев «А зори здесь тихие»(мужество).
Л.Н. Толстой «Война и мир»(честь, мужество, сострадание) .
Э.М. Ремарк «Три товарища». «На западном фронте без перемен».
В.П. Некрасов «В окопах Сталинграда».
К.Д. Воробьев «Это мы, Господи». «Убиты под Москвой».
В.Распутин «Живи и помни»(предательство; самопожертвование)
В.Л. Кондратьев «Сашка» (человечность, сострадание)
В.В. Быков «Сотников» (предательство)
В.О. Богомолов «Иван» (мужество)
В.Закруткин «Матерь человеческая»(мужество, выносливость, сострадание

3
Человек и природа в
отечественной и
мировой литературе
Темы, сформулированные на основе указанной проблематики, позволяют поразмышлять над эстетическими, экологическими, социальными и др. аспектами взаимодействия человека и природы.
В.П. Астафьев « Царь-рыба».
«Слово о полку Игореве»
И.С. Тургенев «Записки охотника», «Ася»
А.И. Куприн «Олеся»
В.Г. Распутин «Прощание с Матёрой»
Ч. Айтматов «Плаха»
В.М. Шукшин «Заревой дождь»
4
Спор поколений:
вместе и врозь
Темы данного направления нацеливают на
рассуждение о семейных ценностях, о различных гранях проблемы взаимоотношений между поколениями: психологической, социальной,
нравственной и т.п. (с опорой на произведения отечественной и мировой литературы).
В.Г. Распутин « Прощание с Матерой».
И.С. Тургенев «Отцы и дети».
М. Шолохов «Донские рассказы».
А.С. Грибоедов «Горе от ума»
Д.И. Фонвизин «Недоросль»
А.Н. Островский «Гроза»
А.П. Чехов «Вишневый сад»


5
Чем люди живы?
Темы данного направления предполагают
рассуждение о ценностных ориентирах человека и человечества, об этико-нравственных, философских,
социальных аспектах бытия (на материале
отечественной и мировой литературы).
А.И. Солженицын «Один день Ивана Денисовича».
М.А. Булгаков «Мастер и Маргарита».
М.А. Шолохов « Тихий Дон».
Ф.М. Достоевский «Преступление и наказание»
 Н.С. Лесков «Очарованный странник».
В.Шукшин «Алеша Бесконвойный»(душевная щедрость, доброта).
 И.А. Бунин «Господин из Сан-Франциско»
М. Горький «Старуха Изергиль», «На дне».
Л.Н. Толстой «Война и мир»
И.А. Гончаров «Обломов»

Сочинение будет оцениваться по следующим основным требованиям:
сочинение оценивается по 5-ти критериям.  Критерии №1 и 2 являются основными. 
Для получения «зачета» за итоговое сочинение необходимо получить «зачет» по критериям № 1 и №2 (выставление «незачета» по одному из этих критериев автоматически ведет к «незачету» за работу в целом), а также дополнительно «зачет» хотя бы по одному из других критериев (№ 3-№ 5).
При выставлении оценки учитывается объем сочинения. Рекомендуемое количество слов  –  350. Если в сочинении менее 250 слов (в подсчѐт включаются все слова, в том числе и служебные), то  за такую  работу ставится «незачет». Максимальное количество слов в сочинении не
устанавливается: в определении объема своего сочинения выпускник должен
исходить из того, что на всю работу отводится 3 часа 55 минут. 
Если сочинение списано из какого-либо источника, включая интернет, то
за такую работу ставится «незачет».
Выпускнику разрешается пользоваться орфографическим словарѐм.

Критерий № 1 «Соответствие теме»

Данный критерий нацеливает на проверку содержания сочинения.
Выпускник рассуждает на  предложенную тему, выбрав путь еѐ раскрытия (например, отвечает на вопрос, поставленный в теме, или размышляет над предложенной проблемой, или строит высказывание на основе связанных с темой тезисов и т.п.).
«Незачет» ставится только при условии, если сочинение не соответствует теме или в нем не прослеживается конкретной цели высказывания, т.е. коммуникативного замысла (во всех остальных случаях выставляется «зачет»).  

Критерий №2 «Аргументация. Привлечение литературного материала»

Данный критерий нацеливает на проверку умения использовать
литературный материал (художественные произведения, дневники, мемуары,
публицистику)  для построения рассуждения на предложенную тему и для
аргументации  своей позиции.
Выпускник строит рассуждение, привлекая для аргументации не менее
одного произведения отечественной или мировой литературы, избирая свой
путь использования литературного материала; при этом он может показать
разный уровень осмысления художественного текста: от элементов
смыслового анализа (например, тематика, проблематика, сюжет, характеры и
т.п.) до комплексного анализа произведения в единстве формы и содержания
и его интерпретации в аспекте выбранной темы.
 «Незачет» ставится при условии, если сочинение написано без привлечения литературного материала, или в нем существенно искажено содержание произведения, или литературные произведения лишь упоминаются в работе, не становясь опорой для рассуждения (во всех
остальных случаях выставляется «зачет»).

Критерий № 3 «Композиция и логика рассуждения»

Данный критерий нацеливает на проверку умения логично выстраивать
рассуждение на предложенную тему. 
Выпускник аргументирует высказанные мысли, стараясь выдерживать соотношение между тезисом и доказательствами. «Незачет» ставится при условии, если грубые логические нарушения
мешают пониманию смысла сказанного или отсутствует тезисно-доказательная часть (во всех остальных случаях выставляется «зачет»).

 Критерий № 4 «Качество письменной речи»

Данный критерий нацеливает на проверку речевого оформления текста
сочинения.
Выпускник точно выражает мысли, используя разнообразную лексику и различные грамматические конструкции, при необходимости уместно употребляет термины, избегает речевых штампов. 
«Незачет» ставится при условии, если низкое качество речи, в том числе речевые ошибки,    существенно  затрудняют  понимание смысла сочинения (во всех остальных случаях выставляется «зачет»).

Критерий № 5 «Грамотность»

Данный критерий позволяет оценить грамотность выпускника.
«Незачет» ставится, если грамматические, орфографические и пунктуационные ошибки, допущенные в сочинении, затрудняют чтение и понимание текста (в сумме более 5 ошибок на 100 слов).
В первую среду февраля и мая  выпускникам предоставляется возможность пересдачи сочинения.

При поступлении в вузы  сочинение  рассматривается в ряду индивидуальных достижений и  может принести абитуриенту до 10 дополнительных баллов к ЕГЭ (в случае представления поступающим указанного сочинения). Оценка за сочинение на данном этапе выставляется вузом по утвержденным им критериям.

 Подготовлено по материалам «Федерального  института  педагогических измерений» учителем русского языка и литературы  Будковой Н.И.

 ЖЕЛАЕМ ВСЕМ УСПЕХА!



Комментариев нет:

Отправить комментарий