воскресенье, 28 февраля 2016 г.

Всероссийский Урок "Арктика- фасад России"

       В феврале во всех школах России прошел урок "Арктика – фасад России".
Мероприятие приурочено к IX российской молодежной экспедиции "На лыжах – к Северному полюсу!". Организатором Урока является Министерство образования и науки РФ.  Основная цель необычного урока – познакомить школьников с природой Арктики, а также с историей ее исследования и освоения.


   Северные и арктические территории сегодня - это стратегически важный для развития нашей страны регион. Арктика важна для России, в первую очередь, как ресурсная база и крупная транспортная артерия. Не менее важна она и с военной точки зрения. И осваивать её предстоит новому поколению гражданских и военных специалистов.




      Арктика – огромные северные пространства Северного-Ледовитого океана, включающие окраины материков Евразии и Северной Америки. Ледяная, холодная, и казалось бы, безжизненная земля. Но, это не так. Арктика – это сокровищница нашей планеты!
Арктика – земля холодных льдин!
Арктика – бесценные богатства.
Нефть и газ, металлы разных руд-
в недрах шельфа прячутся от нас всех.
Чудо-звери: овцебык и лемминг,
белые медведи и тюлени,
торосы огромных белых льдин –

Чудо-край, фасад моей страны!


    А́рктика (греч. — «медведь» (по созвездию Большая  Медведица) — единый физико-географический район Земли, примыкающий к Северному полюсу и включающий окраины материков Евразии и Северной Америки, почти весь Северный Ледовитый океан с островами (кроме прибрежных островов Норвегии), а также прилегающие части Атлантического и Тихого океанов.  Южная граница Арктики совпадает с южной границей зоны тундры.  Площадь около 27 млн. кв. км; иногда Арктику ограничивают с юга Северным полярным кругом (66° 33′ с. ш.), в этом случае её площадь составит 21 млн. кв. км


  По особенностям рельефа в Арктике выделяют: шельф с островами материкового происхождения и прилегающими окраинами материков и Арктический бассейн.  Область шельфа занята окраинными морями — Баренцевым, Карским, Лаптевых, Восточно-Сибирским и Чукотским.  Рельеф суши российской Арктики преимущественно равнинный; местами, особенно на островах, гористый.  Центральная часть — Арктический бассейн, область глубоководных котловин до 5527 м и подводных хребтов.


      Природные условия Арктики очень суровые: низкий радиационный баланс, близкие к 0 °C средние температуры воздуха летних месяцев при отрицательной среднегодовой температуре, существование ледников и многолетнемерзлых пород, преобладание тундровой растительности и арктических пустынь. Морские акватории покрыты льдом -  около 11 млн. кв. км зимой и около 8 млн. кв. км летом.



 В Арктике живут удивительные животные. Одним из них является современник мамонта, доживший до наших дней – это овцебык. В Арктике можно встретить белого медведя, гренландского оленя, огромное количество птиц, устраивающих птичьи базары, тюлени.


    В Арктике содержится колоссальное количество неразработанных энергоресурсов — нефти и газа. Для России арктический шельф — одно из наиболее перспективных направлений для восполнения запасов углеводородного сырья.

     Арктический шельф — крупный и до настоящего времени практически не использованный резерв нефтегазовой промышленности России. Среди крупных российских месторождений — газовые — Штокмановское, Русановское и Ленинградское в западной Арктике.


     Долгое время Арктика считалась территорией, не приспособленной для жизни людей («мёртвая земля»), непроходимой ни водным, ни наземным путём. В XI веке русские мореплаватели вышли в моря Северного Ледовитого океана. В XII—XIII вв. открыли острова Вайгач, Новая Земля, а в конце XV в — острова архипелага Шпицберген, остров Медвежий.  В результате Великой северной экспедиции (1733—1743) все сибирское побережье Северного Ледовитого океана до мыса Б. Баранов было исследовано, описано и нанесено на карты. С 1874 г. начались плавания на паровых судах через Карское море в устье Оби и Енисея, получившие названия Карских экспедиций. Норвежский полярный исследователь Фритьоф Нансен называл Арктику Страной ледяного ужаса.


     В Арктике есть Дрейфующие полярные станции. Россия — первая и единственная страна, использующая так называемые дрейфующие полярные станции. Каждая такая станция представляет собой установленный на дрейфующей арктической льдине комплекс станционных домиков, в которых живут участники экспедиций, и необходимого оборудования. Благодаря существованию дрейфующих станций российские учёные получили возможность исследовать Арктику круглый год. Первая дрейфующая экспедиция под названием «Северный полюс» была высажена у полюса 21 мая 1937 года. В сентябре 2005 на освоение Арктики отправилась экспедиция «Северный полюс-34». Данные, получаемые во время экспедиций расширяют знания учёных о процессах, происходящих в природной среде Центральной Арктики, и помогут объяснить причины глобальных климатических изменений.



Ежегодно к Арктическим пространствам нашей страны снаряжается экспедиция «На лыжах – к Северному полюсу!». К участию в экспедиции приглашаются  учащиеся общеобразовательных учебных заведений, колледжей, коррекционных классов и школ, детских домов и других государственных образовательных и социальных учреждений 1997-1999 годов рождения, которым на момент начала экспедиции будет полных 16, но еще не исполнится 19 лет. Как и в прошлые годы, чтобы попасть в число кандидатов в команду надо выполнить несколько условий, важных из которых три:
•        Иметь опыт туристских походов 1 кат. сложности;
•        Принять участие в массовых соревнованиях «Лыжня России»;
•        Ответить на вопросы анкеты и проявить творческие задатки.
В анкете есть три обязательных вопроса:
•        Чем удивительна эта точка Земли – Северный полюс?
•        Почему Вы хотите участвовать в Экспедиции?
•        Есть ли у Вас собственная большая мечта – «Ваш полюс»?
Кроме того, в анкете есть ОБЯЗАТЕЛЬНОЕ «творческое задание» – воображаемый дневник вашей будущей экспедиции. Представьте, что вы уже идете на лыжах к Северному полюсу. Придумайте, что происходит с вами, о чем вы думаете, чего боитесь, какая природа вас окружает, как вы устраиваете ночлег, как готовите еду, как выбираете путь, кто ваши товарищи, что вы знаете о ваших руководителях – Матвее Шпаро и Борисе Смолине, о других знаменитых полярниках?

      В этом году 9 молодежная российская экспедиция состоится с 02 по 13 августа 2016г. на ледоколе «50-лет Победы».






    Ребята, кто не успел поучаствовать в интернет викторине «Знаешь ли ты Арктику?», предлагаем сделать это сейчас. Ответы приносите своему учителю географии.

         Проведение викторины «Знаешь ли ты Арктику?»
1.       Кому принадлежит Арктика и нужна ли виза, чтобы туда попасть?
2.       Как переводится слово «Арктика»?
3.       Что входит в состав Арктики? (острова, материки, части океанов)
4.       Какие моря входят в состав Арктики?
5.       Какие острова разделяют Карское  и Баренцево моря?
6.       Море, омывающее остров Гренландия?
7.       Почему Баренцево море не замерзает?
8.       Почему северные олени пасутся ближе к морю?
9.       Назовите полярного грызуна, который питается мхом, зимой живет под снегом?
10.     Современник мамонта, доживший до наших дней в самых диких местах Северной Америки и Гренландии?
11.     Кто из исследователей Арктики совершил экспедицию на «Фраме», предварительно вморозив судно в полярные льды?
12.     Почему белые медведи не употребляют пингвинов в пищу?
13.     Начальник первой советской дрейфующей станции «Северный полюс»?
14.     Название первого советского ледокола достигшего берегов Арктики?
15.     Памятник, какому животному, обитающему в белом море, установлен в Архангельске?
16.     Почему скопления птиц называют «птичьими базарами»?
17.     Какие растения встречаются в Арктике?
18.     К какому отряду относится арктическое животное «морской заяц»?
19.     Какие полезные ископаемые добывают на шельфе Северно-Ледовитого океана?
20.     Какие страны мира владеют прибрежными пространствами Арктики



     Думаю, что благодаря конференциям и урокам, которые мы провели в школе с целью привлечения  внимания молодежи к проблемам русского Севера, учащиеся познакомились с Арктикой, историей её покорения, изучения, освоения, и поняли, что будущее в Арктике за молодежью! 

                                                       Половная Л.А., заместитель директора по ВР

Комментариев нет:

Отправить комментарий